Мы все тысячу раз слышали о том, что на работу нужно приходить в хорошем настроении, оставляя все проблемы за дверью, а злиться, ворчать и переживать из-за собственных неприятностей желательно в другом месте. И правда, было бы просто замечательно вечно пребывать в прекрасном расположении духа, но вот незадача — обязательно найдется тот, кто придет и испортит настроение.
Поводов злиться сейчас вообще достаточно — и у нас самих, и у начальства, и у коллег, так что неприятные эмоции мы испытываем чуть ли не ежедневно.
Плохая новость: если вы бурлите от гнева, это вовсе не повод бросать все дела, потому что у вас, дескать, руки опускаются, и ждать, пока нервы придут в порядок. Хорошая новость: ученые доказали, что злость может мотивировать к достижению успеха и помогать в работе. Какие же преимущества приносит злость?
1. Злость помогает работать продуктивнее
Это выяснили ученые — причем не британские, как вы могли подумать, а бельгийские: специалисты из Университета Гента провели исследование среди сотни творческих работников и заставили их отмечать, какие эмоции они испытывали в начале и в конце дня. Выяснилось, что дни, которые люди начинали в дурном настроении, а заканчивали в хорошем, оказывались для них более продуктивными — из чего ученые сделали вывод, что злость помогает сосредоточиться.
«Когда вы в плохом настроении, попробуйте решить сложную проблему или заняться проектом, который застопорился, — предлагает Дэвид Беркус, автор книги «Мифы о творческих способностях» (The Myths of Creativity). — Представьте, будто негативные эмоции — это топливо, которое вы сжигаете на пути к созданию нового. Негативные эмоции должны заставлять углубляться в проблему и найти решение, которое вы никогда бы не обнаружили в более безмятежном состоянии».
2. Злость дает возможность эффективнее действовать при переговорах
Агрессивный, напористый человек скорее добьется своего на трудных переговорах, чем застенчивый и пугливый. Этот, казалось бы, очевидный факт подтвердили специалисты Университета Амстердама при помощи исследования. Оказалось, что те, кто видел перед собой злого и недовольного оппонента, предъявляли к нему меньше требований и легче шли на уступки, чем люди, которым нужно было договариваться со спокойным, расслабленным человеком.
Не думайте, однако, что для успеха при переговорах стоит кричать на того, кто сидит напротив вас, и вообще не стесняться в выражении чувств.
Такая беседа, скорее всего, кончится тем, что собеседник просто уйдет. Но вот контролируемая злость — это совсем другое дело: оставаясь злым и спокойным, вы выглядите сильным. (И страшным, да.)
3. Злость защищает от тех, кто хочет использовать нас
Мы злимся, когда чувствуем себя слабыми: ощущение, будто мы в чем-то проигрываем окружающим, приводит в ярость — так бывает, когда нас кто-то критикует или дает непрошеный совет, создавая ощущение, будто мы сами не справляемся. В результате, разозлившись, мы стараемся доказать окружающим, будто справимся и сами — и действительно справляемся.
Так получается, что мы используем свой гнев для самозащиты: психолог Аарон Шелл, например, утверждает, что сильные мужчины и красивые женщины — выживающие в процессе естественного отбора — приходят в ярость чаще других. Основное преимущество злости, делает он вывод, — это предотвращать возможность эксплуатации человека другими людьми.
4. Злость позволяет смотреть в будущее с оптимизмом
После терактов в США 11 сентября 2001 года группа американских социальных психологов провела исследование с целью понять, какие эмоции люди испытывают в связи с этим событием и как они смотрят в будущее. Выяснилось, что пока часть опрошенных испытывает страх, другая чувствует гнев и желание отомстить, при этом те, кто боялся, также опасались и террористических атак в будущем, те же, кто испытывал злость, были уверены, что больше такого не повторится.
Одна из авторов исследования, доктор Дженнифер Лернер, предположила, что в большой степени это связано с тем, что люди, склонные злиться, как правило, больше контролируют происходящее с ними, чем люди пугливые.
Впрочем, здесь есть и другая сторона медали: учитывая, что гневливые личности рискуют пережить сердечный приступ больше, чем спокойные, они могут не обратить внимания на проблемы с сердцем в тот момент, когда это будет нужно.
Как направить гнев в мирное русло
Майкл Патрик Бовенес — американский лайф-коуч, развивающий техники управления эмоциями, — предлагает свой способ злиться эффективно. Он включает несколько этапов.
1-й этап – понять, что вы злитесь, и перестать подавлять это чувство. Когда мы оцениваем свой гнев как плохое чувство, мы автоматически пытаемся подавить его – и тратим на это занятие столько душевных сил, что на работу уже ничего не остается.
2-й этап – выразите свой гнев в дневниковых записях. Возьмите листок бумаги и запишите на нем все, что чувствуете в связи со своим гневом. Все, что придет в голову. Даже такое: «Что за идиотское упражнение. Зачем я это делаю. Только трачу время». Через некоторое время вы почувствуете, что раздражение проходит.
3-й этап – простите себя за то, что злитесь, и излейте свой гнев – в собственном воображении. Для этого можете пойти туда, где вас никто не побеспокоит в течение некоторого времени, сесть, закрыть глаза, представить себе того, кто вас разозлил, – и высказать ему все, что вы о нем думаете. Можете даже накричать – мысленно, конечно.