Итак, в отличие от посредственных шефов великие (учимся, чтобы и самим такими стать) делают это:
1. Всегда берут ответственность на себя
Если вы руководите людьми, то должны понимать: все ваши триумфы и прорывы – результат общей работы. Вы бы не добились этих побед один – у вас была команда, которую вы к победе привели. А вот с падениями наоборот: в них виноваты вы и только вы. Если какой-то сотрудник вас подвел, значит, вы неправильно рассчитали его силы и не помогли ему вовремя. Если такой расклад кажется вам нечестным, вам еще рано руководить людьми.
2. Умеют прощать ошибки
Еще один пункт, который никак не может освоить русский менеджмент, – это не устраивать истерик из-за ошибок своих подчиненных. Нужно различать ненамеренные ошибки и те, которые делаются от лени и профнепригодности (но тогда возникает вопрос, зачем вы вообще наняли ленивого и профнепригодного работника и, если такое и случилось, почему вы его до сих пор не уволили). Мы говорим о работниках, которые имеют и профессиональные навыки, и желание двигать компанию в нужную сторону.
Если такой сотрудник делает ошибку – атмосфера в компании должна быть такая, чтобы он не боялся в ней признаться и чтобы это не стало темой, которая будет подниматься на каждом следующем совещании в течение месяца. Люди ошибаются.
Если вы не в состоянии это перенести, пережить, быстро исправить и жить после этого дальше, а также если вы не в состоянии ошибку просто простить – вам не нужно руководить людьми.
3. Обладают чувством юмора
Человек может быть большим профессионалом и с прекрасным образованием и огромным опытом, а люди все равно не захотят с ним работать, потому что находиться с ним в одном помещении весь день неприятно. У великого руководителя отличное чувство юмора. Люди к нему тянутся. Они хотят сделать ему приятно. Они хотят, чтобы он их заметил. Они готовы для него стараться. Они готовы сделать больше, чем предписывают их трудовой договор и зарплата. Великий руководитель заряжает людей так, как не сможет сделать ни одна зарплата.
Когда человек является подчиненным такого руководителя, он работает лучше. Если вы не согласны и считаете, что нужно пожестче, – вам никогда не руководить великой компанией.
4. Относятся к подчиненным как к коллегам, а не как к детям
Если начальник считает, что его задача в том, чтобы никто не вышел за рамки (не потерялся), дела (читай уроки) были сделаны вовремя и все были сыты и довольны, то он себе сильно льстит: он не начальник, а няня. Великие начальники понимают, что их наняли не для того, чтобы они растили и воспитывали коллег.
Свою огромную начальственную зарплату они получают за то, что дают каждому своему подчиненному проявить свои лучшие профессиональные качества на благо компании.
Каждый их них работает в компании, потому что умеет что-то лучше других. Великий руководитель знает, что это, и делает так, чтобы эти навыки его подчиненных соотносились друг с другом. Он прислушивается к мнению подчиненных и рассматривает его наравне со своим собственным, перед тем как принять решение. Если вы думаете, что вы сильно умнее тех, кем руководите, то вы не тех людей наняли на работу и, конечно, вы еще не великий руководитель.
5. Умеет менять стратегию
Есть навык, которым на этой планете обладает считаное количество людей, и все они великие руководители. А именно, нет ничего сложнее, чем поменять стратегию, которая привела компанию к успеху. Если у руководителя нет этой способности – это чаще всего и является причиной того, что успешная компания терпит неудачу и уходит в небытие.
Вы выбрали тактику, которая привела вас к победе. Это было тяжело, вероятность успеха была ничтожна, но вы все равно рискнули и победили. Но теперь вы чувствуете, что что-то идет не так. Рост компании замедлился или вообще остановился. Вы вроде бы делаете ровно то же самое, что и делали. Это же победная стратегия. В чем дело? А дело в том, что вы не в состоянии от этой победной стратегии отступить.
Великому руководителю не только хватит смелости полностью поменять стратегию. Ему также хватит ума объяснить всем своим подчиненным, зачем он это делает.
Мы часто слышим о том, как из компании уволились все сотрудники, потому что компания поменяла курс. Чаще всего это происходит потому, что руководитель не смог повести за собой своих подчиненных. Они не поверили в то, что это путь к победе, а значит, он уже проиграл и он не великий.