У пилотов ВВС США, проводящих много времени на высотах порядка 9000 метров, обнаружены множественные повреждения белого вещества головного мозга, возникшие, как полагают ученые, в результате декомпрессии — состояния, подобного кессонной болезни, которой подвергаются подводники, опускаясь на большие глубины. О результатах исследования, выявившего этот эффект, медики из Центра изучения здоровья Техасского университета сообщили в статье, опубликованной в журнале Neurology , печатном органе Американской неврологической академии.
Повреждения белого вещества (проводящих волокон) мозга возникают у людей довольно часто и могут быть вызваны самыми разными причинами — травмами, инфекцией, воздействием определенных химикатов, проблемами с иммунной системой и многими другими факторами, которые до сих пор неизвестны. Эти «царапины» головного мозга чаще всего остаются незамеченными, но в принципе могут приводить к самым разным неприятностям — от отсутствия аппетита, головной боли и боли в шее до проблем с памятью, зрением и движением.
Еще одна возможная причина — декомпрессия, ситуация, при которой атмосферное давление в кабине самолета становится меньше, чем давление газа в организме пилота, в результате чего могут возникать пузырьки, «царапающие» сеть проводников между нейронами.
Именно эту причину и исследовали ученые Техасского университета.
Они просканировали магнитно-резонансным томографом мозг 102 военных летчиков, согласившихся принять участие в исследовании, и 91 человека из контрольной группы, которые к высотным полетам профессионального отношения не имели. Возраст добровольцев колебался от 26 до 50 лет, все они имели одинаковый уровень образования и одинаковое состояние здоровья (близкое к идеальному, поскольку тестируемые пилоты были работающими).
Результат ошеломил.
Количество «царапин» на белом веществе мозга пилотов в три раза превышало их число у добровольцев контрольной группы, и в среднем эти «царапины» были в четыре раза крупнее.
Кроме того, если у членов контрольной группы повреждения располагались во фронтальной области головного мозга, то у летчиков они были распространены по всему его объему.
Вскрыто было и еще одно угрожающее обстоятельство — по оценкам техасской команды, риск кессонной болезни у военных летчиков с 2006 года по настоящее время увеличился в три раза.
Стивен Макгир, первый автор статьи в Neurology, считает, что это, возможно, связано с увеличением количества высотных полетов и их длительностью. В любом случае, считает он, «высотная» кессонная болезнь должна быть признана профессиональной болезнью летчиков.
Проблема в том, что пока ни о какой болезни речь не ведется, поскольку участие в эксперименте принимали «абсолютно здоровые» люди без проблем с памятью или концентрацией внимания. Правда, здесь есть маленькая загвоздка — никакой нормальный летчик, если он не хочет потерять свою профессию, никогда не признается в своих проблемах со здоровьем, а в данном случае эти проблемы не исследовались, да и было бы странно, если бы исследовались, потому что тогда у ученых возникли бы очень большие проблемы с поиском добровольцев.