«Круглый стол» был посвящен проблемам и перспективам защиты интеллектуальной собственности в России. Сейчас сборами авторских отчислений занимаются аккредитованные государством организации, которые работают с произведениями любых артистов, независимо от того, есть у них договор с РАО или нет. Такая ситуация, пояснила директор департамента правового обеспечения РАО Екатерина Ананьева, сложилась с 1993 года, когда был принят соответствующий российский закон.
В 2014 году РАО получило 4,6 млрд руб., из которых распределило среди авторов 3,3 млрд. Причем эта практика продолжается уже не первый год, и многие уже привыкли к тем деньгам, которые выплачивает РАО, которое после ввода в действие новой редакции четвертой части Гражданского кодекса в 2008 году получило аккредитацию на этот вид деятельности. Так, Пригожин отметил, что за последние несколько лет исполнители начали получать хоть какие-то средства за исполнение своих произведений — по его словам, от 1 до 2 млн руб. в год.
«А еще лет пять назад этих денег не было в принципе», — напомнил он.
РАО не ограничивается только сбором авторских отчислений в пользу российских авторов. У общества заключено более 180 договоров с иностранными организациями по защите авторских прав, и перечисляет им средства за исполнение композиций зарубежных исполнителях в отечественных кафе, ресторанах, на телевидении и радио.
«Система коллективного управления не ноу-хау нашей страны, у нее большие исторические корни, а РАО является полноправным членом международной системы охраны авторских прав», — заключила Ананьева.
Владимир Матецкий посетовал, что создать идеальную систему охраны авторских прав очень трудно.
«Но организации, которые являются флагманами в этом деле, они стараются сделать это — натыкаясь на препятствия и непонимание», — добавил он, напомнив, что от того, как будут отстроены вопросы авторского права, зависит благополучие следующих поколений.
Во время «круглого стола» отметили, что общество поддерживает проведение музыкальных фестивалей «Московская осень» и «Петербургская музыкальная весна», «Имена России» и многих других. Кроме того, оказывает помощь детским учреждениям и пожилым деятелям культуры, что, кстати, вызвало продолжительный спор двух продюсеров — Пригожина и Литягина.
«Надо объяснить авторам-пенсионерам, что РАО — это не пенсия», — заявил Литягин. Впрочем, другие участники обсуждения с ним не согласились — напирая в том числе и на международный опыт.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что реформирование в сфере защиты интеллектуальной собственности если и проводить, то очень аккуратно, привлекая всех участников процесса, тем более что в настоящий момент система работает. «В 90-е годы уже была такая система в нашей стране — договорного управления правами. И она привела к тому, что царили полный хаос и неразбериха. А в области смежных прав удалось начать собирать вознаграждение только после введения государственной аккредитации, когда появилась одна организация», — рассказала Ананьева «Газете.Ru».