Drake and Future «What A Time To Be Alive»
Тот факт, что нынешний год выдался невероятно удачным для хип-хопа, уже стал общим местом для критиков всего мира. Причем речь идет не о всплеске творческой активности (с ней нет проблем уже лет семь), а именно о росте качества. В случае с американскими рэперами — такими, как главная звезда года Кендрик Ламар — причина в значительной степени состоит в последствиях стрельбы в Фергюсоне. Однако считать этот повод единственным — безосновательно обвинить черную Америку в излишней конъюнктурности. Скажем, Обри Дрейк Грэм и вовсе родом из Канады, но в этом году уже успел выпустить суперуспешный релиз «If You're Reading This It's Too Late». Но этого миллионеру, начинавшему в сериале «Подростки с улицы Деграсси», оказалось мало, и вот на виртуальных прилавках его совместный альбом с Нейведиусом Деманом Уилберном, скрывающимся под многообещающим псевдонимом Future.
У Уилберна в этом году тоже, кстати, вышла пластинка «Dirty Spirit 2», которая наверняка попадет в топы лучших альбомов года. Разговоры о совместной работе рэперов шли давно — они друзья и близки стилистически: оба исследуют так называемый грязный стиль, «трэп», родившийся в Атланте и совмещающий хип-хоп с ревущими синтезаторами и передовой электроникой. С той лишь поправкой, что Дрейк, будучи по рождению человеком более северным, придает этой музыке ледяной стати. Результат сотрудничества оказался больше суммы слагаемых: Дрейк и Фьючер действуют на территории, которая все хуже поддается стилистическому определению — той, доступ к которой открыл «Yeezus» Канье Уэста. Пользуясь разными манерами читки (Дрейк — сладкоголосый лирик, Фьючер — хриплый циник) и обладая незаурядным музыкальным мышлением, они создали по-настоящему психоделический диск, звуковой омут, в который хочется погружаться снова и снова. С остальными собратьями по стилю их роднит, впрочем, тот немаловажный факт, что, будучи абсолютно актуальной по всем параметрам, эта музыка остается на 100% черной.
Keith Richards «Crosseyed Heart»
С момента выхода прошлого альбома The Rolling Stones «The Bigger Bang» прошло уже 10 лет. Музыканты то и дело отправляются в американские турне, но признаков творческой активности не подают — на восьмом десятке это неудивительно. Однако в начале нынешнего года роллинги внезапно активизировались. Помимо тура в поддержку юбилейного переиздания классического диска «Sticky Fingers» и продюсерских кинопроектов Мика Джаггера внезапно возобновил сольную карьеру Кит Ричардс — гитарист и душа группы. «Crosseyed Heart», несомненно, удовлетворит всех преданных поклонников группы: здесь есть и задушевные баллады (лучшая — дуэт с Норой Джонс «Illusion»), и пиратское кантри, и резкие роковые номера, и даже регги — старая любовь Ричардса. При этом альбом звучит совершенно аутентично, а работал над ним музыкант, не прибегая к помощи коллег по основному ансамблю. Разумеется, многие могут справедливо счесть эту работу слишком ретроградской, но на самом деле она просто, как и ее автор, существует вне времени. Даже если сейчас вам вдруг не понравится «Crosseyed Heart», то имеет смысл дать ей шанс лет через пять — такая музыка не устаревает.
Miley Cyrus «Miley Cyrus and Her Dead Petz»
В очередной раз устроив провокационное шоу на вручении видеонаград MTV, бывшая диснеевская дива Майли Сайрус пошла дальше и выложила в свободный доступ полуторачасовой альбом, записанный в обход контракта с звукозаписывающим лейблом. Эта пластинка — настоящий манифест новой и свежей фрик-поп-сцены, очередной виток которой в свое время начала Леди Гага. Майли идет дальше: пластинка записана в основном при помощи друзей из психоделической группы Flaming Lips и являет совсем уже непривычный для нынешней попсы образец творческой свободы. Отталкивающий сингл «Do It» с внезапным взрывом бита, шизофренические медляки, психоделические пейзажи и несколько хитов — вот из чего состоит путешествие по внутреннему миру одной из самых заметных поп-певиц мира. Есть у этого альбома и еще одно полезное свойство: погружающаяся в серую осень российская природа в таком сопровождении начинает играть, простите за каламбур, новыми красками.
Mac Miller «GO_OD AM»
В белом хип-хопе в этом году происходит несколько меньше, чем в черном, но альбом 23-летнего уроженца Питсбурга почти наверняка попадет в годовые топы лучших пластинок. Миллер прославился благодаря хулиганскому клипу на песню «Donald Trump» четыре года назад, а «GO_OD AM» — это его дебют на мейджор-лейбле Warner Bros., который заплатил за контракт с артистом восьмизначную сумму. Понимая, что стремление оправдать ожидания имеет мало общего с творческим процессом, Мак выступает вроде бы демонстративно разгильдяйски.
Большинство песен посвящено его разгульной жизни и полушуточным размышлениям о том, каково быть совсем юным миллионером. Однако этот развеселый посыл оформлен со всей тщательностью. Песни звучат по-разному, музыка скачет из поп-галопа в прифанкованные пьесы, а оттуда — ныряет в хитросплетения электронных ритмов. Но главное — это, конечно, читка Миллера: расслабленная, но при этом дико техничная. Артист мимоходом доказывает, что те, кто прочил ему славу в лучшем случае нового Эминема, несколько просчитались, проглядев абсолютно самостоятельную творческую единицу.
Duran Duran «Paper Gods»
Британским героям «новой волны», группе, на пике переплюнувшей по популярности The Beatles, в этом году 37 лет. В этом контексте погоня Duran Duran за вечной молодостью могла бы смотреться совсем комично, если бы коллектив в этом все менее благодарном деле то и дело не достигал впечатляющих успехов. На сей раз для освежения и омоложения саунда Саймон Ле Бон и компания призвали продюсера Марка Ронсона, знающего толк в ретрофутуризме, а для того, чтобы уравновесить его идеи, был приглашен работавший над альбомами «Notorious» и » Astronaut» музыкант и продюсер Найл Роджерс. Ставки были высоки, и результат устроил, мягко говоря, не всех слушателей. Да, временами Duran Duran скатываются в неподобающий возраст дэнс-поп, да, дуэт с Линдси Лохан («Dancephobia») изначально был сомнительной идеей. Однако если отрешиться от лишних ожиданий, то сразу выяснится, что Ле Бон по-прежнему обладает сверхъестественно молодым голосом, а его товарищи (в первую очередь немного похожий на вампира клавишник Ник Роудс) совсем не разучились писать цепкие хиты. Что и говорить, такие песни, как «Last Night In The City» или дебютный сингл «Pressure Off», по-прежнему способны разогреть стынущую на осеннем сквозняке кровь.