Про выходившую в конце 90-x серию ролевых игр Baldur's Gate достаточно знать всего одну вещь: для геймеров она была их собственным «Властелином колец»: бескрайний мир, партия героев, великая миссия, хоббиты, колдовство.
Позже это звание перехватила внезапно разжившаяся сюжетом стратегия Warcraft III. А следом вышла онлайновая World of Warcraft, и вопросов, кто тут Джон Рональд Руэл Толкин, уже не осталось. Но компании Bioware, авторам Baldur's Gate, все же удалось вернуть титул. В 2009 году они выпустили ролевую игру Dragon Age, и это уже был «Властелин колец» в квадрате — с огромным миром, сериальной драматургией, эпическими сражениями, харизматичными героями, красочным трехмерным движком. И с полным презрением к «взрослому фэнтези» (за него позволили отдуваться игре «Ведьмак»).
Оригинальный Baldur's Gate эту славную дюжину лет провел в бессрочном отпуске — считалось, что его время давно ушло.
Несколько топ-менеджеров Bioware, правда, считали иначе и создали в 2010 году платформу для цифровой дистрибуции игр Beamdog. Одним из направлений ее деятельности стало переиздание в HD-графике старых игр. В 2012 году дошла очередь до Baldur's Gate, а в 2013-м — до Baldur's Gate 2. Игра уже вышла на ПК и вот-вот выйдет на мобильных устройствах, работающих на iOS и Android.
Тем, кто не играл в оригинал, новая версия понравится вряд ли.
А тем, кто играл, достаточно знать, что здесь все как в детстве, только с чуть более насыщенной графикой и удобным интерфейсом.
География подвига та же — Побережье Меча. Правила боя все еще опираются на громоздкую, но обаятельную настольную игру Dungeons & Dragons. Пользователь взирает на происходящее с высоты птичьего полета, как и в большинстве игр 90-х. К знакомым героям прибавилось несколько новых лиц:
авторы деликатно пробуют разбавить сюжет собственным контентом, чтобы доказать, что потом им можно доверить и сиквелы.
Полноценное продолжение будет проблематично сделать без Kickstater, так что перед геймерами тут заискивают как могут.
Во всей этой истории интересно другое:
как и в кино, в играх в последние годы внезапно лезут из всех щелей собственные Шварценеггеры, Сталлоне и прочие «старперцы».
Конечно, утверждать, что в игровой индустрии наступает масштабная реакция, было бы легкомысленно. Консоли нового поколения, сенсорные гаджеты и облачные технологии не устают открывать перед разработчиками невероятные возможности — и те ими, конечно же, пользуются.
Выдавать заметную ностальгию по старым играм за важную тенденцию тоже неверно. Деление на передовиков и «олдскульщиков», равно как и на «казуалов» и «хардкорщиков», в геймерском сообществе существовало всегда. И объяснялось оно кучей психологических нюансов, начиная финансовыми возможностями и заканчивая желанием подростков казаться взрослыми и исключительными.
Говорить о том, что игры наконец-то стали социально приемлемой формой досуга для зрелой аудитории, тоже уже как-то неловко. Этот сюжет муссируют только в наших СМИ, приравнивая покупку взрослым гражданином видеоигры к бесстрашному каминг-ауту.
Выход Baldur's Gate 2: Enhanced Edition стал индикатором куда более важного и любопытного феномена —
планшеты и смартфоны оказались идеально совместимы со старомодными играми.
Мощные графические технологии iOS и Android по плечу, но не по чину: здесь лучше работают простые решения. Сенсорный экран оказался преемником компьютерной мыши, и благодаря этому игры детства (даже не сами игры, а их правила) вновь замаячили на горизонте. Их уже не надо специально искать в интернете и вручную настраивать, чтобы они работали на современном «железе».
Сегодня, чтобы предаться ностальгии, достаточно иметь планшет или смартфон.
Эта доступность, видимо, повышает спрос не только на мобильные, но и на компьютерные ремейки. К тому же благодаря цифровой дистрибуции расходы на издание игр уже не так велики, как лет десять назад. Ситуация для нишевых и даже артхаусных проектов нынче благоприятна как никогда.
В результате Сид Мейер с успехом переделывает старенькую тактическую головоломку XCOM. Российская студия Katauri, выпустившая современный ремейк легендарной стратегии King's Bounty, заслуженно считается «отечественной Blizzard». Платформа Kickstarter позволяет геймерам финансировать кумиров молодости напрямую — благодаря этому скоро выйдет Wasteland 2, продолжение важной ролевой игры из восьмидесятых, без которой не было бы Fallout. Компания Black Isle, ответственная за знаменитый Fallout 2, внезапно восстает из пепла и готовит постапокалиптическую ролевую игру под рабочим названием Project V13. А игровое подразделение Beamdog в случае успеха Baldur's Gate 2: Enhanced Edition переиздаст игры Icewind Dale и Planescape: Torment. Первая — классическое ретрофэнтези. Зато вторая считается образцом игровой драматургии и даже, не побоимся этого слова, метафизики. Честное слово, там такая философия, что Сорокина можно уже не читать.
Если затраты оправдаются, разработчики обещают не просто переиздания, а полноценные продолжения. А они оправдаются, так что ветеранам по обе стороны экрана самое время вернуться в строй.