Жанр пошаговых тактических игр, таких, в которых противники делают ходы по очереди, постоянно высчитывая какие-то параметры (скорость, здоровье, огневую мощь, броню) и уповая на удачу, появился задолго до серии XCOM.
Еще в середине 80-х на компьютере Apple II можно было сыграть в Panzer Strike!, непревзойденный боевик о Второй мировой войне. Но ассоциируется жанр именно с XCOM да вышедшим почти одновременно с ним симулятором вооруженных переворотов Jagged Alliance.
Эти величайшие игры портили зрение, но предлагали видение: именно на их принципах до сих пор работает множество компьютерных, настольных, приставочных и мобильных игр.
Их похожая на гибрид шахмат и карточной игры боевая система быстро стала проникать в смежные жанры. На ней были основаны и стратегическая серия Heroes of Might & Magic (1995), и ролевая классика Fallout (1997), и любимая забава больших компаний Worms (1995). А бесконечную «аддиктивность» (ненаучно говоря, зависимость) прохождения до сих пор пытаются воспроизвести на планшетах и в социальных сетях.
Получается как с колой: все ингредиенты вроде бы известны, но верную пропорцию знают лишь несколько человек на земле.
В 90-х еще считалось, что игры не обязаны быть простыми, но XCOM и Jagged Alliance были суровыми и беспощадными даже по меркам своего времени. Сюжетов в них особых не было (в первой нужно было спасать Землю от пришельцев, во второй — свергать диктатора тропических островов), но агрессивный уровень сложности помогал романтизировать борьбу.
Глуповатые игры оказывались настоящими одами сопротивлению злу.
Наемники и спецназовцы под руководством игрока всегда были одновременно и героями боевика со Сталлоне — Шварценеггером, и трагическими самураями. Любой из них норовил лечь в могилу всего после пары ранений. Зато между тяжелыми миссиями можно было недолго полюбоваться очищением мира от скверны — отступлением инопланетян в XCOM или бегством головорезов в Jagged Alliance. А заодно перебрать трофеи, прокачать навыки бойцов и получить доступ к новому оборудованию. Поощрения всегда поступали как раз тогда, когда мы в них нуждались, и как раз в тех объемах, чтобы никого не избаловать. Современные монетизируемые игры эту формулу освоить в массе своей не могут.
В 90-х обе серии процветали, регулярно занимая верхние строчки во всевозможных рейтингах лучших игр всех времен и народов.
XCOM даже запустил отдельную версию, в которой оппоненты могли сражаться друг с другом по электронной почте.
В нулевых парадигмы сменились: развлечения стали быстрее и проще, консоли вышли на первый план, у издателей пошаговых игр начались проблемы. Лицензия на Jagged Alliance драматическим образом заблудилась в России. Наследие XCOM наглым образом использовали бесталанные плагиаторы, воспользовавшись незащищенным названием UFO.
Конец бесчинствам был положен лишь в 2012 году, когда компания Firaxis, основанная знаменитым автором Civilization и Colonization Сидом Мейером, выпустила ремейк XCOM: Enemy Unknown.
Выход игры был похож на встречу на Эльбе: с одной стороны — традиционная механика, с другой — современные стандарты.
К удивлению и геймеров, и журналистов, поневоле союзники оказались отличной командой. Вышедшее на днях дополнение XCOM: Enemy Within призвано закрепить прошлогодний успех. В нем появилась новая враждебная организация — земляне-коллаборационисты, 30 свежих миссий, классический режим защиты базы, которого так не хватало ветеранам, и тысяча других приятных мелочей. Но главное не это:
новый XCOM — пример того, как в отдельно взятой индустрии настоящее сумело договориться с прошлым.
Настоящее ввело в некогда почти бессюжетную игру повествование — с говорящими головами, политическими страстями, хорошенькими женщинами-учеными и волевыми седыми генералами. Современная графика персонализировала и врагов, и друзей, лица которых прежде приходилось додумывать самостоятельно. Но допинг для воображения, не дававший уснуть 20 лет назад, никуда не делся:
самое интересное в XCOM по-прежнему происходит в голове у игрока, сражающегося за свою планету.
Битвы стали стремительнее и зрелищнее, но не утратили свою шахматную суть: чтобы выжить, по-прежнему нужно думать на несколько шагов вперед. Макроуровень, на котором игрок управляет не кучкой бойцов, а целым сообществом ученых, политиков и эффективных менеджеров, несколько упростился, но оно и понятно.
У некоторых фанатов скоро появятся внуки, тут уж не до виртуального НЭПа.
Система постоянных поощрений — новое оружие, навыки, гаджеты, медальки — пошла вразнос. С одной стороны, сегодня у разработчиков больше возможностей для выпуска платных дополнений (вроде Enemy Within), поэтому они не спешат выдавать весь контент сразу. С другой стороны, современного геймера надо чем-то одаривать каждые пять минут (иначе уйдет), поэтому игра все равно стала на порядок щедрее.
Интерфейс управления наконец стал предельно интуитивным: с ним легко освоиться и пользователям ПК, и владельцам консолей, и молодежи с айпэдами. Не обошлось, правда, без дискриминации: компьютерная версия почему-то вдвое дешевле консольной.
На самом деле все эти технические подробности приходится перечислять ради того, чтобы максимально отсрочить сентиментальное и глупое признание. В общем, пора сказать: XCOM: Enemy Within — самая настоящая путевка в детство. Перед первым погружением лучше поставить будильник: как и в случае с лучшими играми 90-х, здесь несложно застрять на полгода.