12 июня начинается прием композиций в сетевой проект «Белый альбом-2013» — сборник разножанровой музыки, продолжающий традицию годичной давности. В «Белом альбоме» 2012 года, который был собран по инициативе музыкантов Александра Липницкого и Василия Шумова и критика Артемия Троицкого, приняли участие более 300 исполнителей — от звезд до новичков — русского рока, хип-хопа, джаза и классики. Шумов определял проект не как сборник песен протеста, а как возможность для каждого музыканта выразить свою солидарность с протестующими. В этом году позицию инициаторов проекта выразил в своем обращении, приуроченном к началу работы над альбомом, Троицкий: «Роль музыкантов, как эмоциональных вестников и катализаторов перемен, в последние полвека была очень велика — и в нашей стране, и в мире». Прием работ в «Белый альбом-2013» продлится до 12 июля; сам «Белый альбом» планируется выпустить как сетевой релиз для свободного скачивания и распространения. Василий Шумов рассказал «Газете.Ru» о том, как изменились настроения музыкантов за год и почему спад волны политического протеста не повлияет на интенсивность протеста музыкального.
— Ваш первый опыт годичной давности вы оцениваете как удачный?
— В общем да, потому что результаты превзошли мои ожидания: в «Белом альбоме» год назад приняли участие 350 исполнителей и коллективов — от Юрия Шевчука, «Браво», Александра Кутикова до «самой известной группы неизвестного тюменского андерграунда», как отрекомендовалась одна из команд.
— Сколько треков вы планируете включить в компиляцию в этом году? Есть ли интерес к проекту у музыкантов?
— Официально прием треков начинается завтра, 12 июня, в годовщину презентации первого «Белого альбома» на митинге на проспекте Сахарова. Прием треков будет длиться месяц — до 12 июля. Правда, некоторые уже прослышали о проекте и прислали треки заранее.
— Например, «Машина времени» с треком «Крысы». Интересно, что еще недавно лидер группы Андрей Макаревич был куда более сдержан в своих политических высказываниях и вряд ли можно было предполагать, что он примет участие в оппозиционной акции.
— Песню «Машины времени» мы получили буквально вчера. Один из кураторов проекта, музыкант и журналист Александр Липницкий, предложил Макаревичу принять участие, и тот с радостью предоставил трек; насколько мне известно, никаких предостережений Андрей Вадимович не высказывал.
— Будут у вас на «Белом альбоме-2013» сопоставимые фигуры?
— Предварительно могу сказать, что, скорее всего, да.
— А кто?
— Знаете, до тех пор, пока трек не выложен на сайте проекта, я не комментирую участие или неучастие музыканта или коллектива с тем или иным треком. Так честнее.
— В прошлом году вы говорили, что издадите «Белый альбом» на физическом носителе, однако этого не произошло. В этом году будете выпускать диск?
— В прошлом году материала набралось так много, что потребовалось бы издать целый бокс — 6 дисков. Даже если записывать файлы в формате mp3 — и их потребовалось бы печатать два. Но самое главное — слушайте, давайте уже идти в ногу со временем: не только компакт-диски, но даже флешки отходят в прошлое. Сегодняшний день — это облачные сервисы. Поскольку мы ориентируем наш проект прежде всего на соцсети, то мы выбрали в качестве платформы сервис Soundcloud — с его помощью легче всего делиться музыкой в «Фейсбуке», «ВКонтакте» и других сетях.
— Аудиозаписи в последнее время стали играть вспомогательную роль в музыкальном процессе, на первое вышли концерты и акции. Вы планируете организовывать какие-то события и перформансы под маркой «Белого альбома»?
— Да. Поскольку процесс только начался и отбор треков еще не закончен, то говорить об этом пока рано. Однако у нас уже есть предварительный договор о намерениях с клубом «Театръ» об организации сборного концерта. Это не так-то просто — найти площадку, далеко не все клубы отваживаются на такие акции. Но полной определенности пока нет: грядет лето, многие исполнители, да и зрители на каникулах или в отъезде.
— В прошлом году ваш проект много критиковали за отсутствие кураторской идеи — 350 треков никак не были сгруппированы, организованы. Будете как-то классифицировать треки в этом году?
— В прошлом году это отчасти было следствием количества присланных нам треков. Никто не рассчитывал, что их будет столько. В этом ситуация другая, и я боюсь загадывать, сколько их будет. Но планка приема довольно гибкая, если трек можно слушать, если он записан с минимальным мастерством и без технического брака, значит, он потенциально может быть представлен на «Белом альбоме-2013». Это ведь прежде всего гражданская акция — по крайней мере, для меня.
— Василий, есть мнение, что русский рок в 80-е произвел революцию в умах отнюдь не социально-политическими песнями, а тем, что были эстетически «другими», противоположными советской власти.
— Вы знаете, у нас есть музыканты, которые в прошлом году присылали (и в нынешнем собираются прислать) инструментальные композиции. Но ведь «Белый альбом» устроен так, что группы присылают не только трек, но и свой комментарий о том, почему они решили участвовать в этом проекте. И из этих комментариев следует, что у них с нынешней властью расхождения как раз стилистические. Что им эта новая эстетика, которая пришла одновременно с «Партией жуликов и воров», совсем не нравится. К тому же на треках явно будет много политической сатиры — а она, согласитесь, точно так же является частью культуры, ее явлением.
— Давайте вернемся от культурной к политической составляющей: за год протесты утихли, потеряли нерв, энтузиазма в обществе нет, быть оппозиционным перестало быть модным...
— Я соглашусь с утверждением, которое сделал еще один участник нашего проекта, критик Артемий Троицкий: протест никуда не делся. Любое явление проходит через свои подъемы, спады, пики и кризисы — и все они лишь подтверждают что оно есть. Смысл нашей деятельности никуда не делся, за прошедший год проблем стало больше, и они в чем-то стали даже страшнее — а значит, мы с нашим желанием говорить то, что мы говорим, и делать то, что мы делаем, будем по-прежнему востребованы.