Европа, XV век. Во Флорентийской республике процветают искусства, вокруг города же сгущается тьма: правлением Медичи не доволен ни папа римский, ни конкурирующая знать. Чтобы заручиться любовью народа, аристократы решают устроить на Пасху представление. Помочь им вызывается молодой Леонардо да Винчи, сконструировавший механического голубя. Летающее чудо производит впечатление на горожан, и госзаказы начинают сыпаться на изобретателя один за другим — в основном по линии обороны. Но Леонардо не до работы: он а) влюбляется; б) оказывается втянутым в охоту за самым главным на свете артефактом; в) наживает врагов среди служителей древних культов; г) лезет в политику; д) пытается разгадать тайны своей непростой семьи.
Главный сюрприз «Демонов да Винчи» (во всяком случае — начала сезона) заключается в том, что смотрится сериал на одном дыхании.
При всей своей сложности это самое динамичное фэнтези-шоу года — даже у расхваленной «Игры престолов» из-за нагромождения фигур на доске более медленный ритм: что ни серия, то «Властелин колец».
У «Демонов да Винчи» тоже часовой хронометраж, но пролетает он гораздо быстрее. Как механический голубь из первого эпизода, подаренный да Винчи Флоренции в честь Пасхи.
Возможно, причина плотного и интригующего повествования — в сценаристе-продюсере Дэвиде Гойере, до «Демонов да Винчи» сочинявшего комиксы про Бэтмена, игры серии «Call of Duty», все фильмы про Блейда и даже такую культовую вещь, как «Кикбоксер-2».
Возможно, причина в том, что «Демоны да Винчи» — типичный сериал-заменитель, с помощью которого можно развеять тоску по «Остаться в живых», «Шерлоку Холмсу» и даже «Риму», не говоря уже о схожих исторических драмах. Если у вас есть симпатии к этим шоу, они автоматически будут зачислены и на счет наглого новичка.
Здесь собран целый Ноев ковчег удачных сериальных технологий, и пока что это судно даже не думает идти ко дну.
В центральном персонаже сочетается все, за что мы любим/ненавидим Шерлока Холмса, доктора Хауса и супергероев. Он — человек эпохи Возрождения, сверхбыстр умом, склонен к отважным авантюрам, глубоко несчастен, в одиночку противостоит отсталой и враждебной среде, изобретает крутые гаджеты, а еще носит кожаную куртку поверх рельефной мускулатуры. У него есть провал в памяти, который будет заполняться от серии к серии флешбэками, и склонность к наркотикам, благодаря которым здесь найдется место и флэш-форвардам.
Второстепенные персонажи не менее интересны. Юный помощник да Винчи по имени Нико – не кто иной, как будущий Макиавелли. А за преданного друга-балагура зрителям предполагается переживать как за Меркуцио из «Ромео и Джульетты».
Концентрация Шекспира в сценарии вообще подозрительно велика — а откуда еще черпать вдохновение автору «Кикбоксера»?
Но еще больше здесь мистики: в первой же серии всплывает таинственный культ древнего бога; начинаются поиски суперартефакта; появляются зловещие ассасины во главе с местным Тибальдом, а у да Винчи случаются галлюцинации и видения.
При этом фэнтези не мешает реальной политической борьбе, в которую оказываются втянутыми исторические фигуры — Медичи, папа римский, флорентийская знать. С их биографиями сценаристы обходятся вольно: в первой серии вот сделали Папу Сикста геем и коррупционером. Зато у героев появляется и второе, и третье дно:
враги оказываются друзьями, святые — сектантами, любовницы — шпионками.
Да, драматическая история любви простолюдина и влиятельной дамы здесь тоже есть.
Еще одно преимущество кабельного канала Starz — возможность делать бытовые зарисовки эпохи, не стесненные цензурой и политкорректностью: в «Демонах да Винчи», как и в недавно завершенном «Спартаке», хватает и секса, и крови, и перверсий, и интересных исторических мелочей.
Сериал, наконец, просто богато сделан:
компьютерные экскурсии по Флоренции и воображению да Винчи (представленному здесь как какой-то суперкомпьютер с бесконечными чертежами вместо микросхем) запомнятся зрителю надолго. Во всяком случае, должны.
Что касается претензий к исторической достоверности, то давайте не забывать, что да Винчи уже был черепашкой-ниндзя. Хуже ему не станет.