Молодой Леонардо, незаконнорожденный сын нотария Флорентийской республики, прожигает жизнь в лучшем городе вселенной — Флоренции, где не казнят еретиков, где полно мошенников, художников, авантюристов, шпионов, евреев и представителей странных восточных культов. Он пишет картины и (в том числе с помощью этого занятия) подбирается к постели любовницы самого герцога Лоренцо. Он создает реактивную птичку для карнавала, для чего изучает полет, создавая попутно тысячи набросков крыла. Он дерется по ночам с полицией — «офицерами ночи», но не слишком успешно, потому что иногда его бьют в участке.
Он устраивается на работу военным инженером и в процессе демонстрации очередного изобретения едва не убивает герцога.
А еще да Винчи ищет себя в нынешних и прошлых жизнях, в чем ему помогает тайный орден искателей знаний, на которых охотится католическая церковь, занимается любовью с натурщицами, запускает ученика летать на протодельтаплане и делает карандашные наброски.
Сериал «Демоны да Винчи» рассказывает про да Винчи, великого художника, визионера, инженера, конструктора, опередившего свое время на столетия или, наоборот, возможного только в своем времени и на своем месте, в безумном супе крошечных итальянских городков, сочетавших в себе целый мир, и, если бы этого сериала не было, его стоило обязательно придумать.
Нет другого жанра, в котором сочеталась бы безупречная визуальная составляющая, изрядные бюджеты, хорошие актеры, твердая режиссерская рука, изрядный хронометраж, удобно делящийся на главы.
А с другой стороны, замечательные интригующие вопросы: почему да Винчи так и не построил самолет? Работал ли он на всемирный католический заговор? Был ли он инопланетянином?
Сериал «Демоны да Винчи» сделали на телеканале Starz — телесети, подарившей миру такой шедевр запредельного трэша, как «Спартак: Кровь и песок».
Собственно, слово Starz многое объясняет. Когда они сделали «Спартака», все обсуждали сериал BBC и HBO «Рим» — сложную политическую драму про гражданскую войну в Риме, воцарение и падение Цезаря, холодного хитреца Октавиана, рабов, шлюх, граждан, варваров — в общем, историю с кровищей и обнаженкой.
Starz этот разговор услышали, идею подобрали и создали сериальчик о гладиаторах, из которого выкинули вообще все лишнее — оставили только кровищу, потные мускулистые мужские тела и завлекательные женские бюсты.
Так и здесь: телеканал первой лиги Showtime делает «Borgias», умеренно умный сериал про римского папу и его на все готовых сыновей, римский разврат и ужасы войны.
А Starz и известный сценарист Дэвид Гойер («Блейд», «Призрачный гонщик», «Темный рыцарь») берут тот же средневековый итальянский сеттинг, смешные обтягивающие штаны и длиннющие остроконечные туфли, шпаги, декольте, пытки, мрачных кондотьеров, повальный гомосексуализм — и делают из этого нечто, напоминающее одновременно и игру «Assassin's Creed», и фильм «Влюбленный Шекспир».
Из «Кредо ассасина» и романов Дэна Брауна была, судя по всему, взята основная фабула,
а из фильма — общая атмосфера бредового хаоса гениальности, сор, из какого растут разнообразные творческие плоды, не ведая стыда, и твердое убеждение, что в христианской позднесредневековой Европе был психоанализ и занимались им языческие шаманы.
Хорошие актеры и красивые актрисы (в главных ролях Том Райли и Лора Хэддок), великолепные костюмеры и реквизиторы почти не спасают: количество глупости в минуту тут сопоставимо с эталонным в этом смысле фильмом «Во имя короля: История осады подземелья» неповторимого Уве Болла. И это неплохо, конечно: просто Гойер, как видно из его послужного списка, — гениальный мастер адаптации комиксов. И теперь он нарисовал телекомикс про Леонардо да Винчи.
Наоборот было бы интереснее.