Убитые и раненые в Киеве — жертвы очевидно несостоявшегося украинского государства. Если бы Янукович в ноябре 2013 года спокойно подписал соглашение об ассоциации с ЕС, а не занимался циничным вымогательством денег у Москвы и Брюсселя, этих жертв не было бы.
Там, где не существует полноценной государственности, кровавые драмы будут воспроизводиться неизбежно.
Но это не только украинская трагедия. Спустя почти четверть века после распада СССР практически нигде на постсоветском пространстве нет состоявшихся государств. Россию в отличие от Украины пока выручают нефть и газ. На нашем гербе вместо двуглавого орла должны красоваться нефтяная вышка и газовая труба. Нефтегазовые доллары до поры до времени прикрывают недостроенный котлован российской государственности.
У бывших советских республик до сих пор много общего. В частности, общие признаки, по которым они так и не обрели прочной государственности. Понятно, что два с небольшим десятилетия для построения государства с нуля очень маленький срок. Но все-таки это треть одной довольно долгой человеческой жизни. За это время можно было создать хотя бы каркас государства-дома. У нас же понастроили разве только особняки-крепости для власти, в которых она прячется от живущего за крепостными стенами народа.
СНГ смело можно расшифровывать как Содружество Недогосударств. Главные признаки этих уродливых зыбких государственных конструкций похожи что в России, что в Украине, что в Белоруссии, что в Узбекистане с Таджикистаном, что в Армении с Азербайджаном.
Во-первых, это принципиальная несменяемость власти мирным путем либо отсутствие легитимного и стабильного механизма ее сменяемости. Действующая власть в этих странах в принципе не допускает для себя возможность поражения на выборах. В результате любые президентские выборы в странах СНГ превращаются либо в фарс массовых фальсификаций, либо в референдум, фиксирующий продление полномочий пожизненного, по сути, правителя.
А между выборами такие правители стараются максимально зачистить политическое поле от любых серьезных противников. Не получается — происходят кровавые госперевороты (их после распада СССР пережили Грузия, Азербайджан и Киргизия).
Наконец, в ход идут циничные упражнения с конституцией, позволяющие лидерам сидеть в президентских креслах свыше обозначенных двух сроков. Меняется продолжительность одного срока президентских полномочий — и отсчет двух сроков начинается заново (случай Казахстана, Узбекистана и Таджикистана). Чтобы создать иллюзию смены власти и обойти конституционную норму о невозможности третьего срока подряд, назначается зицпрезидент (случай России). Внутри властной корпорации выбирается надежный преемник, после чего делается все возможное и невозможное, чтобы не допустить победы оппозиции (случай Армении).
Второй признак недогосударств — приватизация страны правящим режимом и раздача главных бизнес-активов приближенным. Так, конечно, делали и монархи, но это все-таки был легитимный государственный институт.
На территории бывшего СССР королевств, царств и султанатов пока вроде бы нет. Хотя большинство президентов ведут себя натурально как цари, короли или султаны. Только делают это незаконно.
Власть в странах СНГ потому и желает быть несменяемой, что смертельно боится: придет другая власть, всю собственность отнимет, переделит в пользу своих, а прежних хозяев страны репрессирует.
Третий важный признак недогосударства — отсутствие внятного самостоятельного последовательного политического и экономического курса. Откуда ему взяться, если все усилия власти тратятся на личное обогащение и удержание собственности в своих руках. Парадоксальным, но вполне естественным образом желающие править пожизненно президенты ведут себя по отношению к собственным странам как оккупанты и временщики.
Их интересует свое будущее и будущее своего окружения (чтобы не свергло), а не будущее вверенной им державы, не говоря уже о будущем ее населения. Пока ты у власти, надо успеть устроить жизнь своих детей и друзей. Власть в таких недогосударствах всегда только кормушка с поилкой, а не миссия служения стране и людям.
Четвертый признак — пренебрежение к свободе СМИ и институтам государства. Практически нигде в СНГ нет нормальных парламентов и судов. Парламенты превращены в декорацию демократии либо в то, что у нас с недавних пор принято называть бешеным принтером, — в механизм производства репрессивных и абсурдных законов, уменьшающих степень гражданских свобод людей. По-настоящему свободных СМИ в странах Содружества тоже становится все меньше, а цензуры все больше. Россия в этом отношении в последние годы стремительно и сознательно приближается к стандартам среднеазиатских деспотий.
Атаки на СМИ — естественное следствие несменяемости власти и ее безответственности. Ведь массмедиа — одна из самых эффективных форм контроля общества за правящим режимом. А ликвидировать все формы контроля за собой — важнейшая задача всякой безответственной власти.
Кровь Киева в предельно жесткой, даже жестокой форме напоминает нам, что мы имеем дело с деформированными в разной степени осколками потерпевшего политический и экономический крах СССР, а не с полноценными, самостоятельными, осмысленно развивающимися государствами.
Один из этих осколков — Украина — у нас на глазах рискует сгореть и распасться на части в плотных слоях политической атмосферы. Но точно такие же риски существуют и для других постсоветских государств, не исключая Россию. Так что эхо Киева вполне может докатиться до Москвы. Причем скорее, чем многим кажется.