Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Непредсказуемый избиратель

Лидер движения «Демократический выбор», глава Института энергетической политики

В отношении предстоящих выборов мэра Москвы сохраняется чрезвычайно распространенный настрой на тему «ну Собянин-то все равно выиграет». Субъективная составляющая здесь понятна: людям трудно привыкнуть к мысли, что авторитарные руководители, использующие для сохранения власти широкий и давно всем известный набор административных рычагов, просто так согласятся взять и уступить. Но есть и некая объективная база для таких настроений: все без исключения социологические опросы показывают, что Собянину практически гарантирована победа уже в первом туре.

И вот здесь возникает сакраментальный вопрос: а имеет ли смысл вообще верить нашим социологическим центрам? Разумно ли принимать решение по голосованию на выборах мэра Москвы 8 сентября на основе того расклада сил, который вырисовывается на базе данных соцопросов, или все это писано вилами по воде?

Поскольку в этот раз на выборах присутствует реальная и нешуточная интрига, вопрос далеко не праздный: на наши глазах уже разгораются целые социологические войны. Провластные центры изучения общественного мнения стараются подать дело так, что победа действующего московского градоначальника – вопрос уже решенный и шансов у оппозиционеров нет. Противоположная сторона активно пользуется другими источниками, которые показывают, что со временем вероятность второго тура все выше и выше. Где истина?

Опыт различных предыдущих выборов вовсе не свидетельствует о том, что данным социологии можно безоговорочно доверять. Наверное, самый яркий пример из этой серии – выборы Госдумы в декабре 2011 года, где партии «Справедливая Россия» и «Яблоко» получили весьма высокие результаты (13,25% и 3,43% по России, при этом 12,1% и 8,5% по Москве), намного превосходящие любые прогнозы социологов перед голосованием. Тогда заниженные результаты именно этих, «наименее противных» партий очень сильно способствовали распространению апатии среди избирателей, бойкотным настроениям (раз самые приличные партии из имеющихся в парламент не проходят, то и голосовать нет смысла). Стоит напомнить, что, в силу широкой популярности бойкотных настроений, явка на выборах Госдумы была на 4% ниже, чем за 4 года до этого.

Не то чтобы соцопросы внесли решающий вклад в формирование поведения избирателей, но своими инертными прогнозами они, безусловно, сильно поспособствовали тогда общей популярности философии бойкота выборов («все равно все останется как есть»). Нечто похожее происходит и сегодня с выборами мэра Москвы: опросы уверенно дают Сергею Собянину более половины голосов в первом туре, хотя, скажем, официальные результаты парламентских и президентских выборов в Москве (46,6% у «Единой России», 46,95% у Владимира Путина даже при наличии фальсификаций, что в конструкции мэрских выборов означает второй тур) толком не предсказал никто.

Почему социология не дает правильных ориентиров? Помимо нареканий к работе самих социологических центров (ошибки в методологии, плохие выборки, попахивающая фальсификацией «реконструкция» мнений тех участников выборки, до которых не удалось дозвониться, звонки по домашним телефонам в рабочие часы), есть и объективная проблема огромной инерции мышления избирателей: люди, как правило, начинают отдавать себе отчет в серьезных общественных переменах тогда, когда эти перемены уже происходят, а до этого предпочитают оставаться в предсказуемой и удобной системе координат business as usual. Тут действует и еще один объективный фактор: в отличие от власти, которая полностью понятна и сама лезет к нам в глаза и уши через массированную ежедневную пропаганду, принять решение о поддержке оппозиционеров сложнее, так как люди меньше их знают, а также не видят для них реалистичного сценария победы в нынешних сложных условиях. Поэтому, например,

успешные случаи протестного голосования – что на выборах Госдумы-2011, что во времена громких побед оппозиционеров на местных выборах (Иркутск-2010, Ярославль-2012) – часто вырастали как снежный ком, без наличия убедительных прогнозов о том, что такое возможно.

Политтехнологи любят говорить о более детальных фокус-группах как средстве получения более точных данных о мнении избирателей, но те, кто реально проводил в последнее время фокус-группы, подтвердят, что там часто господствуют те же самые инерционные настроения, так что существенной разницы с количественными опросами ожидать вряд ли стоит.

Именно поэтому мы с коллегами давно взяли принцип не брать данные любых соцопросов за чистую монету. Эти данные могут подсказать нечто полезное только при следующих обстоятельствах: (а) если сразу несколько социологических центров (желательно из разных частей идеологического спектра) показывают схожие данные, то значит, в этих данных есть существенный элемент правды, и (б) если эти же центры дают некую динамику, которая может быть интерпретирована как тренд, то этот тренд, скорее всего, и вправду имеет место. В отношении московских выборов тренд сегодня очень и очень понятен: все изменения социологических данных последнего месяца свидетельствует о росте рейтинга Алексея Навального, который зарабатывает его за счет ранее не определившихся избирателей. Люди потихоньку начинают видеть в Навальном реального соперника Собянина, хотя, по самым разным данным (ВЦИОМ, ФОМ, Левада), еще в начале июня его мэрский рейтинг в Москве не превышал 3–4%.

В этот же момент рейтинги Собянина остаются номинально высокими, но большинство опросов показывает, что население воспринимает его скорее «средне» (выглядит это вот так) и смотрит на него оценивающе, чем восхищается и. о. мэра и свидетельствует, что не может без него жить. Уверенный электорат Собянина сегодня, скорее всего, не более 25–30%, все остальное – люди, которые в данный момент оценивают его деятельность скорее положительно, но не более того. Это очень нестабильная база поддержки — она может легко качнуться в другую сторону, начиная с того, что не слишком восторженные сторонники Собянина могут на выборы просто не прийти.

В принципе, из этих двух факторов складывается очень интригующая вилка: рейтинг Навального может до выборов еще и подрасти, а вот рейтингу Собянина расти уже некуда, и пока что он складывается более чем наполовину из довольно спокойного, вовсе не фанатичного отношения избирателей. В минус Собянину играет еще и то, что почти за два месяца кампании он так и не проявил себя реальным кандидатом – не вышел к горожанам в широком смысле слова, мы не видели его встреч с избирателями, не видели его в острых дебатах. Градоначальник продолжает ограничиваться постановочными интервью, но это может сыграть против него в кампании, которая объективно становится все острее.

Вывод: не принимайте соцопросы слишком близко к сердцу. Есть масса факторов, свидетельствующих о том, что второй тур выборов мэра Москвы вполне реален.

Конечно, очень многое здесь зависит от той работы, которую в оставшиеся 6 недель предпримут Навальный и другие кандидаты. Пока что ситуация тревожная, поскольку, скажем, кампания Алексея Навального делает ставку на чересчур агрессивную черно-белую стилистику пропаганды, объявляя врагами и устраивая травлю всем сомневающимся в своем кандидате, но при этом, в общем, отрицая роль содержательных вопросов в кампании (глава штаба Навального (организация запрещена в России) Волков уже прославился отрицанием важности предвыборной программы).

Тут нужно понимать, что, хотя с приходом Собянина ситуация в Москве не улучшилась, катастрофы в городе тоже никакой не происходит, и апокалипсическая истерика в духе «голосуй или умрешь» совершенно неуместна. Не очень уместен также и пафос про «жуликов и воров» в ситуации, когда против действующего мэра особых материалов о коррупции не имеется. Зато, как подсказывают приведенные выше соображения, чем сегодня совершенно точно надо заниматься, так это пытаться перетянуть на свою сторону неуверенных и сомневающихся сторонников Собянина. А это можно сделать только путем перевода дискуссии в профессиональную плоскость: Собянина неплохо воспринимают именно в результате созданного ему имиджа профессионала-технократа. Кроме того, в ситуации, когда Собянин внешне спокоен и никого не оскорбляет, поднятие градуса агрессии в кампании против него может дать обратный эффект.

Но сегодня мы имеем таких кандидатов в мэры, каких имеем, а Навальному виднее, каким выстраивать свой предвыборный штаб и свою кампанию. Получится ли у него и других независимых кандидатов за оставшиеся недели добиться второго тура выборов – посмотрим. Если это случится, это будет реальный, крупный и далеко идущий успех российской оппозиции. Как показывает опыт думских и прочих выборов, это вполне может произойти, даже если соцопросы сегодня показывают нечто иное.

Новости и материалы
В США предъявят новые обвинения фигуранту дела об утечке документов
Два беспилотника уничтожены над Брянской областью
В США скончался еще один источник утечек о проблемах с самолетами Boeing
Ученые научились создавать живые программируемые материалы
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
В парламенте Грузии объявили красный уровень безопасности из-за протестов
Россия в ООН призвала к расследованию по факту обнаружения массовых захоронений в Газе
Все новости