Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Обитель» русской девальвации

Об «Обители» Захара Прилепина можно говорить с позиции литературного критика — книга эта, безусловно, яркое событие в нашей современной литературе. А можно говорить не столько о ней, и даже не о реальности, которую она описывает (заря ГУЛАГа, Соловецкий лагерь), сколько о современном обществе.

У нас ведь поэт вечно оказывается «больше, чем поэт», и даже Льву Толстому пришлось стать «зеркалом русской революции». Так, может, и эта книга — не столько окно в прошлое, сколько зеркало, отражение наших нынешних настроений?

Сначала несколько слов о сюжете. Это история, по сути, двух человек, похожих как близнецы братья, хотя один из них на момент действия относился к «Руси сидевшей», а другой — к «Руси сажавшей», причем встречаются они как раз в местах отсидки.

Первый — Артем Горяинов, молодой заключенный, второй — Федор Эйхманис (так в книге, более частое написание — Эйхманс), начальник Соловецкого лагеря.

Русская проза о человеке в тюрьме заговорила во весь голос как минимум с «Записок из мертвого дома» Достоевского. А двадцатый век трудами Солженицына и Шаламова сделал эту тему пусть болезненной, но, по сути, неизбежной.

Вот попадает человек в получеловеческие или, как у Шаламова, совсем бесчеловечные условия: останется ли он человеком? Если да — что ему поможет? Если нет — может ли его хоть что-нибудь к человечности вернуть?

Солженицын «В круге первом» (о том и название!) описывает адскую реальность, а Шаламов так и вовсе самое донышко преисподней, но в центре их внимания — совсем не то, что на средневековых изображениях преисподней. Не мучения грешников, а их человеческие лица. И особо, отдельно — лица мучителей. Как они дошли до жизни такой, неужели для начала убили все человеческое в себе самих?

А как же иначе могло быть в классической русской прозе, начавшейся с «Бедной Лизы» Карамзина, обретшей свою форму у Пушкина в «Повестях Белкина», а дальше, как известно, все вышли из гоголевской «Шинели», все писали про маленького человека, про его страдания, в защиту его достоинства и самое главное — его человечности.

У Прилепина — преддверие, предчувствие колымского ада, но еще, пожалуй, не сам ад, а чистилище, из которого можно выйти живым и несломанным, где можно даже разместиться с относительным комфортом и в хорошей компании. Соловки конца двадцатых годов. Герои Шаламова за счастье бы почли... Но вот у Шаламова лежит на нарах зэк-доходяга и пытается вспомнить смысл слова «сентенция». Не описаны подробно ни голод, ни холод, ни побои, никакие иные подробности этого последнего адского круга, а только по шрамам на человеческой душе мы можем понять, как это было ужасно. И пишет Шаламов все-таки о душе.

У Прилепина — все во всех подробностях, все смачные хрусты человеческого тела под ударами дрына, какой куда пришелся, и особо — как оно болело через час, и как через день, и как не заживало еще неделю. И про голод, и про холод, и про все остальное — в малейших этнографических деталях. Ну и, соответственно, про то, как удавалось выспаться, и пожрать нормально, и бабу даже трахнуть, и много чего еще.

А про душу? А про нее нет. Ее — нет. И заключенный, и начальник лагеря — здоровые молодые самцы, которые жрут, пьют, спят, трахают бабу — кстати, одну и ту же, потому что и сама она из такой же породы, сама она хватается за другого такого же, когда прежний бросил. И еще они оба периодически смачно, с хрустом бьют тех, кто встает у них на пути или кто просто не вовремя сказал что-нибудь не то.

Различия между самцами — лишь в их положении на иерархической лестнице человеческого стада. Да и это все переменчиво, один вознесся, второй пал.

Нет, они не злые люди, они охотно помогут и даже по-своему пожалеют, когда им этого захочется. Но именно тогда, когда им этого захочется, а не тогда, когда этого потребуют мораль, религия или обычай. А врагам мстить будут с наслаждением, с перехлестом. Для них нет правил, а только инстинкты, нет сострадания, а только желание. Зато чуйка и соображалка есть, и даже в избытке. Но главное, что без интеллигентской этой рефлексии.

Вернемся к школьной нашей программе, к неизменным классикам. «Молодец Раскольников, что старуху вредную пришил и деньги забрал, только не понятно, зачем признался» — это кошмарная явь школьных учителей литературы. Ну, не понимают подростки всей этой сложности: и зачем признался, и зачем с проституткой Соней ночными разговорами о какой-то ерунде занимался, когда можно было чем поинтереснее.

Можно охать и ахать, можно пытаться им что-то объяснить, можно принять их как данность и самим не париться. А можно решить очень простую вещь: раз эти ребята существуют, для них тоже нужно писать книги. Они не тупые, не безграмотные, они просто — иные. Да, иные по отношению к классической русской литературе. А чего вы хотели?

Что им эта литература дала, чему научила? Состраданию к маленькому человеку? Привычке к рефлексии? Все это понижает конкурентоспособность на рынке труда, да и начальству вечно кажется подозрительным.

А главное, много мы всего этого видим в окружающей нас реальности? И если книжные лотки забиты цветастыми обложками книг про эльфов, инопланетян и всякие прочие параллельные миры — может, надо как-то упростить, приблизить к потребителю, предложить ему более современный взгляд на вещи?

Отдельно несколько слов о той области жизни, которая для классической русской литературы смотрелась скорее частью пейзажа, а у Прилепина стала важнейшей частью сюжета. Это православная церковь. Не случайно, поди, лагерь расположился на территории одного из самых известных монастырей, а среди его узников — добрая половина русского епископата? Люди в священном сане постоянно на переднем плане в романе, как, впрочем, и в нашей нынешней жизни. Но зачем они там? Чтобы немного смягчить зверства и напомнить каждому, что страдает он заслуженно: если даже судьи и ошиблись с приговором, так ведь в чем-нибудь другом точно заключенный виноват.

Да и сами церковники виноваты в том, что ничего, по сути, не сподобились изменить в свинцовых мерзостях дореволюционной жизни, и даже сами превратили Соловки в мрачную тюрьму задолго до большевиков. Историческое христианство, по Прилепину, потерпело в России полное поражение. Но гнать его прочь тоже не стоит спешить: оно, пусть и лишенное силы, ставшее бледным воспоминанием о самом себе, все же облегчает людям жизнь.

Особая сцена — исповедь и причастие в штрафном изоляторе, на страшной Секирке, откуда непросто выйти живым. Не знаю, насколько соответствует исторической реальности эта сцена, но ожиданиям значительной части публики она соответствует очень точно.

Священник и епископ устраивают общую исповедь, и эта толпа людей на грани безумия и смерти выкрикивает самые страшные и самые бессмысленные свои грехи, снова и снова во всех подробностях.

Им все отпускают, а потом всех зовут причащаться — «гурьбой и гуртом». Горяинов не идет, как и Эйхманис не пошел бы, но для тех, кто попроще, тоже неплохое утешение.

Представляете, как к Раскольникову с Сонечкой является батюшка и вместо всех этих разговоров о Евангелии и очищении отпускает им сразу все грехи, а заодно и Свидригайлову с Лужиным, и вообще всем-всем-всем? А потом — причащаться. Очень удобная, практичная церковь — и такие батюшки действительно есть, равно как и спрос на них.

Но я совсем не о том хотел сказать, какие плохие батюшки, или Прилепин, или, тем паче, нынешняя публика со своими чаяниями. Я о другом — о том, что это закономерно.

Артем Горяинов, узнаем мы где-то в середине книги как бы между прочим, сидит за то, что убил отца. Причем убил не в ссоре, не по обиде, не из корысти или по какой еще понятной причине. Убил, потому что застал его в момент супружеской измены голым и слабым — и не смог этого вынести.

Нашу классическую литературу со всеми ее сентенциями и рефлексиями Шаламов застал голой и слабой в колымском бараке — но он был частью ее и не хотел стать ничем иным. Нынешнее поколение бывших советских людей застало ее голой и слабой сначала на вещевом рынке девяностых, а потом и на ток-шоу российского телевидения десятых. И оно, похоже, уже не хочет себя с ней отождествлять.

Ну что, батька, помогла тебе твоя рефлексия?

Чем ты меня породил, тем я тебя и убью: романом об униженных и оскорбленных, повестью о маленьком человеке.

Некогда Пелевин уловил, что носилось в воздухе, и гениально описал нынешнюю телереальность поколения Пи и нравы независимой Уркаины накануне их воплощения в жизнь. Советую юноше, обдумывающему житье, присмотреться к новому тексту Прилепина.

Новости и материалы
Экс-командир ВСУ обвинил Зеленского в бездействии на сигналы Запада о России
Чемпионы России могут прекратить свое существование
На Украине возбуждено дело против митрополита УПЦ за «оправдание РФ»
Над Курской областью сбили четыре украинские ракеты
Москвичам напомнили об отмене платной парковки
Сбежавшего с фронта бойца СВО задержали в Южной Осетии
Бывший тренер сборной России назвал лучших игроков 2024 года
Посол России рассказал о прогрессивности Союзного государства
Поддержавшего многоженство муфтия Гайнутдина хотят наградить орденом
18-летний российский шахматист оценил ситуацию со скандалом вокруг Карлсена на ЧМ
МИД РФ осудил атаку беспилотника на больницу в Алешках
Агент Дзюбы призвал РФС отнестись серьезнее к рекорду футболиста
Минобороны РФ показало кадры с вернувшимися из украинского плена военными
В Алтайском крае подростков на тюбингах прицепили к машине
В Абхазии раскрыли объемы российской финансовой помощи в 2025 году
Политолог оценил шансы Трампа купить Гренландию
В Турции задержали мошенников за крупный обман туристов
Суд США отклонил ходатайство Трампа об отмене компенсации по делу о домогательствах
Все новости