Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Россиянин религиозен, любит родину. Деньги — не любит»

Дмитрий Петров о реальных и воображаемых ценностях страны

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко объявила: российская правовая система должна опираться на национальные традиции и ценности. Но на какие традиции, если, как утверждают ученые, наше общество нельзя считать традиционным? И на какие ценности, если их списка не существует?

Соломон и его алмазы. Сокровища Вавилона. Реалы испанской короны. Золото инков. Казна Юсуповых (сколько в ней? они не знали…). Капиталы Рокфеллеров, Ротшильдов и других — нефть, земля, коммуникации, финансы. Деньги НСДАП и КПСС. Все это — ценности. Материальные. Как и страны, обогащающие властные кланы.

И власть — ценность. Но другого рода. Нематериальная. Как мир, семья, свобода… Это — основы жизни. Нити социальной ткани. Сетки координат, где люди черпают знания о том, кто они.

Почему это — ценности? Потому что за них умирают. Или — готовы умереть.

В них отражены образы героев и святых. Нравы и обычаи народов. Ритуалы конфессий, законы и договоры.

Договор о Европейском cоюзе включает ценности. На них он основан: «уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, правовое государство и соблюдение прав человека, включая права меньшинств». Они — «общие для государств — членов общества плюрализма, отсутствия дискриминации, терпимости, справедливости, солидарности и равенства женщин и мужчин».

Что сделали европейцы? Утвердили список общих ценностей. И следуют им. В отношении беженцев. В развитии демократии. В борьбе с террором. Во всем.

Но ценности не вечны. Их создают люди. Они же и разрушают. И основанное на них общество рухнет без мачете и бомб. Если суметь. Дуче и фюрер сумели. Европа родила тоталитаризм, а не только демократию. Путь к триумфу свободы и равенства перед законом был тяжел.

Вот и в России равенство перед законом соблюдается не всегда — отметила на днях Валентина Матвиенко. Коснулась она и нашей темы: «Не прекращаются попытки навязывания нашему государству правовых установок, подходов, за которыми просматриваются иные, подчас чуждые нам ценности», — посетовала она. Меж тем «правовая система должна быть юридическим оформлением исторически сложившихся политических, экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных ценностей… нации».

На что опирались члены уходящей Думы, штампуя свои законы? На что будут опираться члены следующей?

Депутатам придется непросто. Потому что неведомо: каким именно ценностям могут отвечать законы страны. В ЕС есть договор и список. В России — нет.

Кстати, спустя четверть века после крушения ГКЧП время вспомнить, что строители новой России видели ее основой то же, что и создатели единой Европы: достоинство, свободу, право… Но о них ли говорит госпожа спикер как о духовно-нравственных ценностях нации? А под «чуждыми ценностями», возможно, подразумевает обычаи варваров, произвол, публичные казни…

Права и свободы граждан России гарантирует Конституция. И если ценности — это ее положения, то все прекрасно. Но есть и иные тексты. В них политики, юристы, активисты, администраторы и литераторы излагают свои версии «наших ценностей». Иные. При этом их фантазии далеки от реальных ценностных ориентаций россиян.

Вот «Высшие ценности Российского государства» по версии Центра научной политической мысли и идеологии (Центра Сулакшина): религия, вера, душа, совесть, добро, разум, труд, коллективизм, патриотизм, нестяжательство, семья.

Напомню: Степан Сулакшин — бывший советник главы РЖД Владимира Якунина и гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, научным руководителем коего был его шеф. Отзвук его проповеди государственной идеологии, несмотря на ее неконституционность, слышен в известной статье главы СКР Александра Бастрыкина в «Коммерсанте» и идее создания концепции государственной идеологической политики, основанной на национальной идее.

Слышен он и в интервью Сергея Миронова: «Государственная идеология должна быть. Ты можешь ее не воспринимать, но без идеологии сегодня нельзя».

А вот Александр Проханов: «Мы коллективисты… ради справедливого общества, живущего в нашей утопии… мы готовы жертвовать своей судьбой, своей жизнью…»

Таким им грезится желанный россиянин: он верит, добр, умен, любит семью, родину и труд. Деньги — не любит. Мечтает об утопии. Жизнь ему — копейка. Он очень удобен в использовании.

Сеть полна сайтов, где активно рекламируют этот девайс.

Солидные документы содержат свои списки. Вот «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В ней это «честь, воля, человеколюбие, справедливость, совесть, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

Но у ученых — свое мнение.

«В ходе исследований, — говорит завсектором исследования личности Института социологии РАН Владимир Магун, — мы не находим ни повышенной духовности, ни коллективизма-соборности. Скорее наоборот: озабоченность материальным благополучием и преследование интересов…»

Реальные жизненные ценности россиян далеки и от времен Гостомысла, и от советской эпохи. По данным Института сравнительных социальных исследований, жители СССР на первое место ставили семью и детей. А в 2006-м его заняли благополучие и комфорт (31% — в 1986-м, 55% — в 2006-м). Прежде полезность обществу как ценность отмечали 26%, а в 2006-м — только 6%.

При Советах условием успеха называли трудолюбие. В 2006-м — образование. Но 83% сознались: они любят бездельничать.

Через 10 лет старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Максим Руднев поведал в лекции о больших переменах: общество уже не традиционно и не уникально в своих ценностях.

«Но оно, — считает ученый, — впереди Европы всей по весу таких ценностей, как власть и богатство. Что же до равенства и братства, то одно почти незаметно, а другое понимается как лояльность друзьям. Это не вполне отвечает реалиям капитализма, в которых живут россияне. Но им лишь чуть больше 20 лет. В Европе сперва проросли ценности рынка и демократии, а уж потом народы приняли новый строй. А россияне вошли в него, оставаясь в сетке координат старой системы. Многие — успешно. А часть только осваивает практику ответственности за себя и свой успех.

Это — труд. А там, где свобода, власть и богатство требуют труда, есть искушение — принять подвластность большей силе, идейную монолитность и нищету. Не потому ли в России забота о природе и обществе, уважение к праву — уступают богатству и власти?»

Так что? Пора сурово — по-пушкински — спросить: «к чему стадам дары свободы?» Ан нет: российская молодежь, пишут ученые (в отличие от многих старших), все больше ценит как раз ее. Ставит самореализацию и неподконтрольность выше денег. Хочет жить в открытом мире, полном разнообразия и творчества.

Если вспомнить этапы развития обществ — на первом (традиция) доминирует вера; на втором (модерн) царит закон; третьим (постмодерн) рулит творчество, — то российская молодежь устремлена прямиком в постмодерн.

Постригут ли ее под сермяжную скобку?

Попытки есть. Центр Сулакшина видит задачей власти «управление ценностными потенциалами». Условия гегемонистского авторитаризма, как назвал российскую систему вице-президент Национального фонда демократии Марк Платтнер, это позволяют — машина коммуникаций вытесняет из сознания масс их ценности, заменяя кодами, удобными элитам.

Успешно ли? 29% симпатизируют президенту, 11% одобряют внешнюю политику — сообщает Левада-центр. Развал хозяйства видят 19%. 29% ругают коррупцию. 27% — бедность. Протестовать (по данным за май) готовы 11%.

Но все меняется. Петиция против «пакета Яровой» на сайте «Российской общественной инициативы» собрала 100 тысяч подписей и ждет рассмотрения в правительстве. В системе Change.org ее подписали 480 тысяч человек.

То есть защита своих интересов есть в числе ценностей россиян. Но их выбор ограничен — бедностью, неверием в себя, страхом.

«Не остается места для ценностно ориентированного поведения даже там, где ценности есть», — говорит социолог Элла Панеях из Института проблем правоприменения. Меж тем в целом «у людей в России вполне обычные, универсальные, базовые для европейской цивилизации ценности».

Да, люди мало готовы жертвовать ради них. «Но, — считает госпожа Панеях, — они поставлены в условия, когда приходится если уж жертвовать, то сразу всем».

Это не звучит обнадеживающе. Да и нужны ли жертвы? Тем не менее ученые четко фиксируют пропасть между грезами властей и реальной ситуацией.

Хорошо, если новые законы отразят истинные ценности россиян. Справятся ли новые законодатели? Много ли на это надежд? Скоро узнаем. Но для страны будет лучше, если сумеют.

Новости и материалы
Президент Таджикистана прибыл в Москву
Женщина пережила ампутацию из-за того, что медики не оказали ей помощь после укуса собаки
В морском порту в Петропавловске-Камчатском загорелся ангар
Россиянка сорвалась с высокого стеллажа на складе Wildberries
Пентагон сообщил, что США выведут свои войска из Нигера
Уклонение от налогов процветает на фоне конфликта на Украине
Российский школьник надел мусорный пакет на голову учителю и попал на видео
Жена миллиардера Лебедева показала фигуру в облегающем комбинезоне в Африке
Песков заявил, что Путин может внести кандидатуру премьера в Госдуму в «любой день»
«Рубин» осудил Безрукова за шутку про деньги
Названа диета, помогающая похудеть в талии
Звезда «Маленькой Веры» назвал романтизирующих 90-е идиотами
ВС РФ уничтожили очередной украинский дрон на Белгородской областью
В Саратовской области три человека пострадали в аварии со скорой помощью
В Киргизии ищут трех пропавших россиян
США пересматривают краткосрочную военную помощь Израилю
ВС РФ освобождением Кисловки перерезали ряд логистических узлов ВСУ
Пожарные спасли котенка, застрявшего в ливневой канализации
Все новости