Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Евроинтеграция Вия

Егор Москвитин о том, почему экранизация Гоголя смогла обойти «Сталинград»

К концу первой прокатной недели фильм-долгострой «Вий» побил все кассовые рекорды. Помимо этого, картина Олега Степченко не нарочно высмеивает русскую жизнь и упрямо показывает Украину частью Европы.

Вышедший 30 января «Вий» стал сенсацией российского проката: без заметной маркетинговой поддержки он заработал за первый уикенд больше, чем любой другой отечественный фильм последних десятилетий, — 605,2 млн рублей.

Но фокус в том, что говорить о «Вие» как о блокбастере как раз неинтересно. Это неожиданно качественное для многолетнего долгостроя фэнтези, способное соревноваться не только с французскими «Видоком» и «Братством волка», но и с голливудскими «Тринадцатым воином», «Братьями Гримм», «Сонной лощиной» и порой даже «Дракулой». Единственная всеобщая претензия к фильму — непомерный хронометраж (2 часа 20 минут): не «Властелин колец» все же. В остальном здесь все хорошо: развесистая клюква — на редкость сладкая; сюжет закручен, как в «Шерлоке Холмсе» (не обошлось без влияния «Собаки Баскервилей»); спецэффекты — одни из лучших в российском кино; страхи и страсти — на уровне американских ужастиков.

Интересно другое — какое место этот фильм занимает в новой системе отношений России, Украины и Европы и откуда в нем столько сатиры на нашу жизнь.

Самая важная черта «Вия» — его стремление, если угодно, евроинтегрироваться, оправданная амбиция выйти в широкий международный прокат. Пока фильм показывают только в Армении и на Украине, а жаль: прямо сейчас он мог бы сорвать куш в Старом Свете. В сюжете, придуманном еще восемь лет назад, по иронии судьбы есть аллюзии и на Олимпиаду, и на «евромайдан».

Главный герой — авантюрный англичанин, отправляющийся в опасную и дремучую славянскую страну. Чем не памятка олимпийскому туристу? А главный конфликт — противостояние жителей хутора закабалившему их диктатору и его опричникам. Чем не упрощенная и искаженная, но все же калька с реальной повестки?

При этом в «Вие» играют хорошие европейские актеры. Джейсон Флеминг — востребованный в Голливуде британец; Чарльз Дэнс — звезда сериала «Игра престолов». Сюжет то и дело переносится в Англию и смело резвится с ее культурой, соединяя народный лубок с аристократической комедией. Но главное — европейскому зрителю, уже сытому мистическим кино про Карпаты («Дракула»), зверя из Жеводана («Братство волка»), Скандинавию («Тринадцатый воин»), викторианскую Англию («Женщина в черном») и франкистскую Испанию («Лабиринт Фавна»), предлагают новую плодородную землю — Украину.

Это именно Малороссия, а не Россия, очень колоритный, аппетитный, лубочный уголок европейской культурной империи, ее неизведанная окраина.

Николай Васильевич Гоголь в примечании к повести назвал Вия «предводителем гномов», признав таким образом влияние на текст не только славянского фольклора, но и немецкого романтизма. Фильм эту связь что есть сил развивает, старательно вписывая «Вия» одновременно и в европейский канон готического сказания, и в американский жанр исторического фэнтези.

А вот всего того, что мы привыкли видеть в фильмах про русскую старину, здесь нет. Как нет и стереотипных портретов украинцев, кочующих из одного российского фильма в другой. Отечественного зрителя здесь вообще держат на дистанции: «Вий» ощущается как иностранное кино, у его героев нездешнее мелодичное жизнелюбивое наречие, и ведут себя они как-то не по-нашему. Если бы не огромное количество замечательных русских актеров (включая покойного Валерия Золотухина), можно было бы решить, что в режиссерском кресле резвится какой-нибудь Тим Бертон.

Для русских зрителей в «Вие» приготовлен сюрприз совсем другого, сатирического, плана.

Спустя неделю после премьеры, наверное, уже можно раскрыть главный секрет сюжета: никакой чертовщины здесь нет. А есть сговор корыстолюбивого священника (в разоблачительном исполнении Андрея Смолякова) с парой казаков с целью захвата власти. Для этого злодей в рясе идет на хитрости, достойные включения в знаменитое «Руководство для диктаторов».

Сначала поп придумывает страшного врага — живущее на болотах рогатое чудище. Потом под страхом божьей кары запрещает селянам ходить в старую церковь на холме — то есть искажает и консервирует историю. На нее, непростую и грешную историю, отныне списываются все тяготы жизни. Затем злодей подкупает двух казаков и медленно сеет между ними вражду, чтобы стать арбитром и среди силовиков. После наглухо закрывает границы, подменяет труды молитвами и начинает гонения на чужаков. Студентов из Киева прогоняют казаки, а образованного хипстера из Лондона на третий день сажают в подвал.

Когда толпа становится окончательно покорной и запуганной, поп раскулачивает местного олигарха — пана-сотника — и решает втянуть селян в коллективную казнь якобы ведьмы.

По его замыслу, когда весь народ будет связан общей кровью, пути назад уже не останется.

Тиран при этом никакой не самородок: он долго паломничал в Европе и хорошо образован. Не учитывает он только одного: слишком послушную паству легко перехватить. В фильме это делают мобилизовавшиеся силы добра, а могли бы ведь найтись и еще большие, чем он сам, негодяи. В этом смысле «Вий» неожиданно созвучен другому долгострою — «Трудно быть богом» Алексея Германа, в котором, как известно, на смену серым приходят черные.

Но «Вий» более оптимистичен: против тирана тут восстают сразу трое героев — юный парубок (Алексей Чадов), старый казак-консерватор (Валерий Золотухин) да европейский обольститель (Джейсон Флеминг). Правда, сеть зла сплетена так прочно, что и у них ничего не выходит. В итоге усмирить осатаневшего хоругвеносца может лишь огромное распятие — и то не грозным видом, а прямым ударом по голове. В этой развязке одновременно заключена и главная слабость сценария (драматургический прием deus ex machina — последнее прибежище фантазеров), и его печальная мудрость. Мораль басни, похоже, такая: без божественного вмешательства высшую несправедливость не остановишь. Особенно с такими союзниками, как в «Вие»: в конце англичанин-хипстер легкомысленно заявляет: «Зло повержено, гонорар получен» — и отправляется дальше. В Москву. Тоже нечаянная сатира — но уже не на диктаторов, а на либеральных журналистов.

Такое божественное вмешательство, конечно, противоречит содержанию цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором почти всегда побеждают дьявольские козни и лишь иногда — человеческая воля. Но в остальном «Вий» — не издевательство, а своеобразная восхищенная антология гоголевских рассказов. Человек, притворявшийся чудовищем, уже был в «Сорочинской ярмарке». Нарядная святочность фильма, его тонкий юмор и лихое обаяние — во многом наследие «Ночи перед Рождеством». Два товарища-казака прибыли в распоряжение фильма прямиком из «Тараса Бульбы» и повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

В этом смысле «Вий» — настоящий «Гоголь-центр», и его коммерческий успех открывает огромные просторы для дальнейшей работы.

Только представьте, какое мрачное фэнтези может получиться из повести «Страшная месть». Гильермо дель Торо от зависти позеленеет.

Новости и материалы
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
На Украине объявили об ограничениях в потреблении электроэнергии
Казахстан ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай
Стали известны место и дата церемонии прощания с президентом Ирана Раиси
Малогабаритные квартиры теряют спрос на фоне отмены льготной ипотеки
Названы люксовые авто, которые предпочитают богатые россияне
Журналистка Баязитова вернулась в Москву
Все новости