Китай вытеснит США из ТТП
В ноябре 2015 года тогда еще кандидат в президенты США Дональд Трамп назвал «безумием» поддержку Транстихоокеанского партнерства (TTП) со стороны действующего президента Барака Обамы. Договор в 5544 страницы (соглашение предусматривает почти полную отмену таможенных пошлин между странами) слишком огромный, чтобы его понять. «Эта сделка плоха, потому что не учитывает возможности манипуляций с валютой. Это главное оружие других стран, которое они используют, чтобы навредить Соединенным Штатам и отнять у нас рабочие места», — заявлял Трамп.
В основном в этой речи он обвинял Китай, который якобы обернет в свою пользу каждый слабый момент в этом договоре. Примечательно, что на тот момент Пекин фактически не участвовал в переговорах — Китай отодвинули от проекта ТТП, хотя изначально он задумывался как зона свободной торговли, которая открыта для стран — членов АТЭС.
За месяц до выступления Трампа, в октябре 2015 года, США и еще 11 стран договорились о создании крупнейшего в мире торгового союза. В феврале 2016 года соответствующий договор был подписан министрами 12 стран-участниц: США, Канады, Мексики, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Перу, Чили, Вьетнама, Малайзии, Брунея и Сингапура. Однако на его ратификацию парламентами потребуется еще два года. После этого для участников договора будут установлены общие стандарты в экономике и сопутствующих сферах — например, трудовом законодательстве и защите интеллектуальных прав.
Впрочем, с приходом Трампа соглашение со стороны США, похоже, может быть заморожено. На прошедшем саммите АТЭС премьер-министр Новой Зеландии Джон Кей в шутку предложил переименовать договор в «Трамп-Тихоокеанское партнерство» в расчете на то, что этот шаг сделает будущего президента США более благосклонным.
Однако 21 ноября будущий президент США выпустил видеообращение, в котором подчеркнул, что
намерен добиваться выхода США из ТТП с первого же дня президентства.
.@transition2017 update and policy plans for the first 100 days. pic.twitter.com/HTgPXfPWeJ
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 21 ноября 2016 г.
По его мнению, ТТП является потенциальной катастрофой для США. Он добавил, что Соединенные Штаты будут вести торговые сделки лишь в двустороннем порядке. По мнению миллиардера, подобные действия вернут рабочие места и промышленное производство обратно в США.
«Неважно, идет речь о производстве стали, автомобилей или лекарств, — я хочу, чтобы следующее поколение инноваций разрабатывалось здесь, на нашей великой родине. Америка должна создавать рабочие места и увеличивать благосостояние американских рабочих», — заявил Трамп.
Ранее, 17 ноября, о своем нежелании ратифицировать договор заявил и премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук, пишет Forbes.
В свою очередь, премьер-министр Японии Синдзо Абэ отметил, что без участия США TТП становится «бессмысленным». Впрочем, место США в договоре может занять, как ни странно, Китай: по информации издания The Australian, возможность этого обсуждалась на том же саммите АТЭС в Перу. Власти КНР прорабатывали создание Всестороннего регионального экономического партнерства (RCEP), в которое могут войти 7 из 12 членов TТП (естественно, без США).
Подтянуть сторонников Сандерса
Ратификация Трансатлантического партнерства (TTIP), переговоры по которому начались в 2013 году, также была одной из важнейших целей администрации Обамы, который называл национальные протекционистские законы «бюрократическими блокаторами свободной торговли».
Упрощение доступа американских товаров на европейский рынок должно было подстегнуть промышленность США, но теперь уже очевидно, что республиканский конгресс не допустит принятия документа до окончания второго срока полномочий 44-го президента США.
Ранее спикер палаты представителей (и член Республиканской партии) Пол Райан говорил, что в целом выступает за TTIP, хотя и «с некоторыми оговорками», после чего получил от Трампа обвинение в недостатке лояльности в период избирательной кампании. Также Трамп говорил, что поддерживать TTIP могут лишь люди, «контролируемые» вашингтонскими лоббистами из крупных корпораций, так как «это не может принести выгоду стране, только компаниям». О себе Трамп говорил, что его лоббисты не контролируют, так как на кампанию он тратит собственные деньги, и жители США довольны этим.
Как отмечает The Guardian, Трамп умело использовал TTIP как «ненавистный символ власти большого бизнеса и рынка над нашими жизнями», а также «цинично направил ярость рабочего класса на торговые соглашения подобного рода».
Впрочем, и без участия Трампа в последнее время переговоры, казалось, зашли в тупик: власти Евросоюза говорили о необходимости в кратчайшие сроки поднять налоги для крупных американских корпораций (таких как Google и Apple), а минюст США оштрафовал на миллиарды долларов несколько европейских банков за махинации в период финансового кризиса 2008–2010 годов.
Кроме того, США неоднократно просили ЕС снизить стандарты качества в различных областях, от медицины до сельского хозяйства, а европейские производители — кроме, разве что, немецких промышленных корпораций — резко выступали против такого шага, так как он бы убил местный бизнес. Стороны давили друг на друга, угрожая сократить экспорт (хоть и отрицали это), апеллируя к качеству жизни своих граждан, однако о конкретных разногласиях бóльшая часть как американцев, так и европейцев была не в курсе: детали соглашения, по большому счету, держатся в секрете.
В более выгодном, чем остальные европейцы, положении могут оказаться жители Великобритании: после референдума о выходе из ЕС Соединенное Королевство получило от США обещание, что прямое соглашение о свободной торговле между двумя государствами будет подписано раньше, чем с остальной Европой. Впрочем, при Трампе и британцам не стоит рассчитывать на существенные привилегии, отмечает The Independent.
Не исключен и выход США из Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), в которую также входят Канада и Мексика, если только соседи не согласятся изменить условия договора на более выгодные для Штатов.
Конечно, сохраняется вероятность того, что Трамп смягчит свой тон по отношению к другим государствам: он уже не раз показывал умение менять свое мнение и брать назад свои обещания, если ситуация подсказывала лучший вариант. А его сторонники готовы прощать своему кандидату такое непостоянство. Впрочем, именно в случае с экономикой и торговыми соглашениями резкая смена курса маловероятна: желание «проучить торговых врагов Америки» было одним из столпов президентской кампании Трампа.
Более того, в этом случае приверженность ранее заявленным идеям может привлечь на сторону республиканцев новых сторонников: тех, кто негативно относится к текущей администрации, а также тех, кто поддерживал не Хиллари Клинтон, а Берни Сандерса: отрицательное отношение к торговым соглашениям было единственным общим пунктом программ этих двух кандидатов.