Аптеки растут, продажи падают
Покупательная способность населения падает, а количество аптек в России в прошлом году, наоборот, увеличилось. Одна из крупнейших по выручке сеть «Ригла» смогла на 30% нарастить продажи — не в последнюю очередь за счет новых точек. В «Аптечной гильдии» бьют тревогу: крупные сети продолжают расширение в период падения продаж, а платежеспособного спроса в расчете на одну аптеку не хватает.
В январе 2016 года спрос на медикаменты был выше сезонного из-за превышения эпидемиологических уровней, отмечает гендиректор «Риглы» Александр Филиппов. «По приросту мы чувствуем себя примерно на уровне декабря, а декабрь — один из лучших месяцев в году», — сказал он. В том, что аптеки на фоне эпидемии заработали, сомневаться не приходится. По словам Филиппова, цены при этом не росли и сильных перебоев с поставками не было.
«Особых сложностей с товаром мы не наблюдаем, в отдельные периоды могли заканчиваться какие-то позиции типа масок, но эти вопросы дистрибьюторами решаются. Мы не видим дефицита на рынке», — заявил он.
Состояние бизнеса сейчас, на фоне гриппа, лучше, чем в это же время в прошлом году, продолжил Филиппов, но, когда сезонность схлынет, все встанет на свои места. К январю 2015 года прирост продаж по всей сети составил 35%, но с учетом новых точек.
«Если вы спросите действующие аптеки, то отмечается спад среднего чека примерно на 4–5%. И продажи падают (примерно на столько же)», — заметил он.
Перспектив для роста Филиппов больше не видит в связи с общим падением покупательной способности.
«На аптечном рынке сегодня продолжает расти число аптек при падении продаж. А ведь проблема и заключается в том, что у нас не хватает платежеспособного спроса на одну аптеку», — говорит Елена Неволина, исполнительный директор НП «Аптечная гильдия». Государство, по ее словам, должно поддержать рынок дополнительной регулировкой, в том числе изучением зарубежного опыта.
«За рубежом аптеки тоже работают в рыночных условиях, но все регулируется: цены, режим работы, в каких населенных пунктах, в каком количестве они должны открываться. Там в каждой аптеке цена на один препарат одинаковая. Мы не просим сегодня денег, льгот — мы просим, чтобы нам конкуренцию отрегулировали», — пояснила она.
Осложнения после болезни
После окончания эпидемии неизбежно подорожание лекарств, считает руководитель аптечной сети «Нео-Фарм» Маргарита Массалютина.
По данным свежего доклада геомаркетингового сервиса Vademecum «VM-Навигатор», среди российских аптечных сервисов по итогам девяти месяцев 2015 года появились «мыльные пузыри».
Половина аптечных сетей из топ-20 демонстрируют отрицательную динамику по обороту на одну точку, что может говорить о неэффективности. В десятку лучших по объему выручки вошла A.v.e. Group — свыше 25,8 млн руб., «Ригла» — на втором месте с результатом около 24 млн, «Доктор Столетов» смог выручить 15 млн руб.
Декабрь – январь 2016 года не совсем корректно сравнивать с тем же периодом прошлого года, считает Массалютина из «Нео-Фарма». «В прошлом году тоже был ажиотаж, но связанный с резким курсом доллара. Гриппа в прошлом году не было», — отмечает она. Если сравнивать январь 2016 года с декабрем 2015-го, то рост продаж противовирусных и противопростудных препаратов вырос в два раза.
«По остальным позициям все достаточно предсказуемо и ровно. Из-за роста доллара чувствуется, что население запасается препаратами для лечения хронических заболеваний», — добавила она. Средний чек в сети, по ее словам, остался на прежнем уровне. По данным «VM-Навигатора», «Нео Фарм» был в прошлом году на втором месте по росту оборота на точку (рост на 28% за девять месяцев).
«Сейчас, в период гриппа, о падении говорить не приходится: скупается все. Падение было на первой неделе января, а что касается второй недели — мы видим только рост», — отмечает Елена Неволина. «После эпидемии мы попадаем в снижение спроса в целом и повышение спроса на дешевые лекарства: платежеспособность населения сильно падает», — прогнозирует она.
Логистика страдает
Перебои с лекарствами от гриппа все же есть, это уже не отрицают ни чиновники, ни аптекари, ни производители. «Там уже вымели все. И отечественные, и импортные — все повыносили. Мы-то производим как обычно. Просто это те препараты, которые имеют сезонное хождение», — объясняет гендиректор Ассоциации российских фармацевтических предприятий Виктор Дмитриев.
Спрос резко вырос из-за ажиотажа, добавил он: аптеки даже были вынуждены ограничить отпуск. Например, не больше двух упаковок лекарства в одни руки.
«У нас на днях даже была информация, что в одной из аптек один покупатель сразу закупил 100 масок, — в обычное время такого расхода не бывает», — добавил он.
Аптеки стараются держать средний запас, но момент начала эпидемии непредсказуем, как и тот момент, когда она пойдет на спад.
В 2009 году, напоминает Дмитриев, аптеки пострадали из-за избыточных закупок «Тамифлю», который пришлось списывать, и понесли убытки. «Сейчас они к этому относятся очень трепетно. Я подтверждаю, что многих препаратов нет, но мы их производим. Просто где-то на цепочке поставки «производитель – дистрибьютор» провисает», — отмечает он.
Массалютина добавляет, что
периодически ощущается дефицит препаратов, в том числе из списка жизненно важных: «Арбидол», «Кагоцел», «Амиксин», «Лавомакс».
Минздрав 1 февраля сообщил, что предпринимает комплекс действий, чтобы обеспечить потребность в лекарствах в период эпидемии гриппа, а также проводит регулярный мониторинг. Московские власти 2 февраля пообещали добавить не менее 10 тыс. упаковок противовирусных препаратов в государственные аптеки, чтобы обеспечить неснижаемый запас лекарств от гриппа.