Правительство 2 декабря опубликовало постановление, направленное на ограничения закупок для государственных и муниципальных нужд лекарств из списка жизненно важных. Документ разработан в рамках антикризисного плана и направлен на развитие отечественного производства лекарств, отмечается в сообщении кабинета министров. Чиновники не ожидают негативных последствий для здоровья граждан и роста цен от этой меры. Эксперты и врачи убеждены в обратном.
Согласно документу, государственные заказчики не вправе принимать заявки на поставки лекарств, произведенных за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при условии, если уже получили две заявки на поставку отечественных (произведенных внутри союза) аналогичных лекарств.
Новые правила распространяются на список жизненно важных препаратов, утверждаемый правительством. Сейчас их 608, с 2016 года правительство расширяет перечень до 654 препаратов. На все лекарства из списка жизненно важных (ЖНВЛП) регулируются розничные цены. Целью составления перечня власти заявляют повышение доступности жизненно важных препаратов для населения и медицинских учреждений. Глава Минздрава Вероника Скворцова в начале сентября обещала, что министерство, если понадобится, будет пересматривать перечень чаще одного раза в год. Весной она отмечала, что политика импортозамещения не ведет к полному отказу от иностранных препаратов.
На момент публикации заметки Минздрав не предоставил ответа «Газете.Ru» на вопросы, видит ли министерство риски негативных последствий от ограничения госзакупок иностранных препаратов и будет ли осуществляться особый контроль за качеством медицинской помощи. Речь идет только о госзакупках — для медицинских и социальных учреждений, это не касается лекарств, которые продаются в аптеках, подчеркивает Алексей Левченко, представитель вице-премьера Ольги Голодец. Влияния на рост цен от ограничения закупок не ожидается, заявил он.
Члены экспертного совета при Минздраве в этом не уверены, отметил президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский.
«На просьбу предоставить расчеты, обоснования, которые лежат в основе постановления, мы так и не увидели ничего. Я являюсь членом экспертного совета при правительстве и Минздраве — это площадки, на которых все это должно было обсуждаться перед тем, как вводиться», — говорит он. Но предметного обсуждения, по его словам, не состоялось.
«Последствия будут точно, — убежден эксперт. — Государство начинает вмешиваться, убивая конкуренцию там, где она должна быть, и пытается создать конкуренцию там, где ее быть не должно: в сфере медицинской помощи. Такое впечатление, что эти люди не понимают основ госуправления. Они что думают, что эти два лица, которые остаются на рынке, не сговорятся? Не будут играть на удорожание? Я не сомневаюсь в этом».
Ограничение закупок иностранных лекарств, по его словам, формирует в России закрытую систему, в которой люди перестают развивать технологии и будут устанавливать монопольные цены. «Если бы это делалось в интересах пациентов — я бы еще мог понять, но это не в интересах пациентов», — добавляет Саверский. Решение таким образом развивать импортозамещение — чисто политическое и не принесет экономической пользы, а поспособствует монополизации рынка.
Качество дженериков (аналог патентованных препаратов), производимых в странах союза, вызывает сомнение, добавляет управляющий партнер ГК «Евромед Санкт-Петербург» Александр Абдин, также входящий в экспертный совет при Минздраве.
«Качество, эффективность, а также количество побочных эффектов дженериков, например, в онкологии таково, что вызывает глубокое недоверие прежде всего у лечащих врачей. Эти же вопросы возникают применительно к препаратам в других направлениях: кардиология, пульмонология и так далее», — отмечает он. На то, чтобы фармацевтический рынок адаптировался к производству в России лекарственных субстанций и препаратов, которые до этого завозились из-за границы, потребуется два-три года, считает он.
От выполнения новых правил также избавлены закупщики, расположенные на территории иностранных государств. Также в постановлении правительства устанавливается отсрочка для препаратов, которые упаковываются на территории ЕАЭС и, таким образом, частично локализованы, — до конца 2016 года. С 2017 года эти ограничения будут применяться и к таким препаратам, отмечается в документе.
Это не спасет, заявил «Газете.Ru» главный врач одной из московских больниц, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, на российском рынке сейчас нет качественных лекарств в достаточном количестве.
«Я не знаю, какая часть лекарств у нас уже локализована, но такими вещами, как переупаковка, приличные производители не занимаются. Китайцы — пожалуйста», — отметил он, называя специализированную помощь без качественных лекарств «катастрофой». Но началась она, по его словам, не с этого постановления правительства, а раньше, когда из приказов Минздрава по специализированной помощи исчезли критерии качества. «Запрет закупок иностранных препаратов — это следующий этап. Если бы критерии качества существовали, можно было бы доказывать, почему нужно закупать аспирин «Байер», который прошел все испытания и экспертизы, а не какой-то непонятный. Без критериев качества, конечно, можно закупать все самое дешевое», — отметил он.
На прошедшем заседании общественного совета при Минздраве эксперты высказали обеспокоенность недостаточным мониторингом за так называемыми нежелательными явлениями в сфере лекарственного обеспечения, сообщил Саверский. По его словам, Росздрав сегодня ведет не очень эффективный контроль, «поэтому сложно понять, эффективное лекарство или нет, особенно если это дженерик».