Комплексный инвестпроект по организации скоростного движения пассажирских поездов на участке до станции Бусловская Октябрьской железной дороги (направление Санкт-Петербург — Хельсинки) был сформирован и реализуется с нарушениями правил, утвержденных правительством, указывает Счетная палата в отчете по результатам проверки (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Изначально построить все объекты планировалось к 2010 году, сроки неоднократно продлевались, и теперь завершение проекта планируется на 2016 год, следует из документа.
Сметная стоимость строительства постепенно увеличилась с 79,7 млрд до 95,4 млрд руб. Государственная поддержка составила 27,8 млрд руб., или около 29% всей суммы финансирования, — эти деньги выделили из Инвестиционного фонда, который был создан с 2006 года для развития приоритетной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства. С 2012 года этот фонд больше не пополняется из федерального бюджета, но проекты, на которые уже выделили деньги, продолжаются.
Как пояснили в пресс-службе ОАО «РЖД», за счет средств компании выполняется реконструкция участков Санкт-Петербург — Бусловская, Выборг — Каменногорск и Сосново — Лосево со строительством второго главного пути и электрификацией участков. В 2016 году с вводом нового парка на станции Каменногорск проект будет в целом завершен, говорят в пресс-службе.
Целевые задачи на 2015 год — полностью завершить реконструкцию участка Выборг — Каменногорск, станции Каменногорск, выполнить работы по строительству нового парка в районе станции Каменногорск, добавил собеседник «Газеты.Ru».
В рамках проекта по организации скоростного движения Санкт-Петербург — Хельсинки в 2010 году был запущен поезд «Аллегро», который тратит на прохождение всего маршрута 3 часа 36 минут, напомнили в пресс-службе РЖД. Минимальная стоимость билета, по словам представителя компании, составляет чуть более 2 тыс. руб.
Но на этом проект не закончился — предполагалась еще масштабная и комплексная реконструкция железных дорог, призванная увеличить скорость движения и сократить время хода поездов до станции Бусловская (вблизи финской границы) до 1,5 часа (сейчас этот маршрут «Аллегро» проходит примерно за два часа).
Один из ключевых моментов проекта — это перенаправление грузовых составов на другую железнодорожную линию, на Приозерское направление, пояснили в пресс-службе РЖД. Составы, по словам собеседника «Газеты.Ru», будут следовать в Выборг через станции Ручьи, Лосево, Каменногорск. Строительством новой двухпутной электрифицированной линии Лосево — Каменногорск (62 км) занимается Росжелдор за счет средств Инвестфонда.
Разделение пассажирских и грузовых потоков позволит увеличить перевозки объемов грузов до 44 пар в сутки с увеличением скорости до 120 км/ч, обеспечить безопасное движение скоростных пассажирских электропоездов, а также сохранить экологическую чистоту Курортного района Санкт-Петербурга за счет отклонения наливных и угольных маршрутов.
Счетная палата, проверившая, как шло строительство в 2013–2014 годах и первом полугодии этого года, отметила, что Росжелдор в проверяемом периоде не использовал в полном объеме и не вернул в федеральный бюджет средства Инвестиционного фонда, предназначенные на финансирование этого проекта: в 2013 году — 13 млрд из 16,6 млрд руб., или 78%, в 2014 году — 3,6 млрд из почти 13 млрд руб., или 27,5% выделенных средств.
«Таким образом, Росжелдором не обеспечено полное и своевременное использование средств Инвестиционного фонда России», — указывает Счетная палата.
Среди основных причин срыва сроков строительства аудиторы называют включение дополнительных объектов в проект (например, создание нового парка в районе станции Каменногорск), недоработку проектных решений, недостаточно активный контроль за исполнителями со стороны Росжелдора и заказчика. Счетная палата также увидела слабый контроль по проекту со стороны Минэкономразвития.
Ведомство также выразило обеспокоенность тем, что Росжелдор, получивший полномочия госзаказчика, с 2014 года передал их своему подведомственному ФГУП «ЕГЗ», однако в марте этого года в отношении ФГУПа введены процедуры банкротства (наблюдение). Это создает риски для полноценного исполнения функций заказчика, считают аудиторы Счетной палаты.
По результатам проверки Счетная палата направит представления в Росжелдор и ФГУП «ЕГЗ», а также информационные письма в правительство и Минтранс и отчет в обе палаты Федерального собрания.
Росжелдор и Минэкономразвития не предоставили «Газете.Ru» комментариев на момент сдачи заметки.