РЖД объявит конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань до 16 марта 2015 года, заявил в пятницу первый вице-президент компании Александр Мишарин, добавив, что эта инициатива одобрена премьером.
На проектирование только в этом году будет выделено 6 млрд руб. «Там будет один миллиард за счет средств РЖД», — уточнил Мишарин в интервью ТАСС. Остальные 5 млрд будут выделены из Фонда национального благосостояния.
Окончание проектно-изыскательских работ планируется в сентябре 2016 года. На это потребуется еще 14,5 млрд руб. Итого проектирование обойдется в 20,5 млрд руб.
Сам проект РЖД сначала оценивала в 1,5 трлн руб., и предполагалось, что высокоскоростная ветка дотянется до Екатеринбурга. Но позднее смета была снижена до 1,068 трлн руб. и ограничилась конечным пунктом в Казани (протяженность ветки — 770 км, время в пути – 3,5 часа).
Власти с 2012 года обсуждают возможность строительства ВСМ. Принципиальное одобрение проекта было дано на уровне президента. Но камнем преткновения стало финансово-экономическое обоснование столь масштабного проекта. В ноябре 2013 года Кремль решил, что строить магистраль за счет средств ФНБ нерационально.
Владимир Путин поручил тщательнее проработать источники финансирования ВСМ. Многие расценили это как отказ от «стройки века». Но как позднее пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов, уточнение источников не означает закрытия проекта. «Когда будет точно понятно, сколько такой проект стоит, в какие сроки денежные средства могут возвратиться — поскольку все средства фонда должны быть возвратными, — только после этого мы будем возвращаться к необходимости финансирования этого проекта», — сказал Шувалов.
На отсутствие средств в бюджете на строительство мегапроекта ссылался и премьер Дмитрий Медведев. «Реализуем, когда будет много денег», — отзывался Медведев о проекте.
Как «рискованный» оценивал проект ВСМ министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Он исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне неочевидны», — говорил Улюкаев на «деловом завтраке» Сбербанка во время инвестфорума в Сочи.
В январе этого года Минэкономразвития дало положительное стратегическое заключение по проекту. Но денег на проектирование РЖД так и не получила. При этом глава МЭР Алексей Улюкаев настоял на том, что РЖД должна участвовать в финансировании хотя бы в части подготовки проекта «примерно пополам»: по 3 млрд руб. от РЖД и от государства, из Фонда национального благосостояния.
Президент РЖД Владимир Якунин пригрозил вообще свернуть проект, если государство не выделит обещанных на проектирование средств в первом квартале. Он мотивировал это тем, что в противном случае под угрозой окажутся сроки реализации проекта. В итоге вклад РЖД в проект снизился в этом году до 1 млрд, а вклад государства поднялся до 5 млрд руб.
«Правительством одобрен общий объем финансирования проектно-изыскательских работ на 2015 год в размере 6 млрд руб., при этом источники формирования данной суммы еще уточняются», — сообщили «Газете.Ru» в пятницу в Минэкономразвития.
Затраты на проектно-изыскательские работы в размере 2% от полной сметы (20,5 млрд от 1 трлн руб.) в принципе приемлемы, считает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитика». Тем более что у властей и экспертного сообщества остаются сомнения в целесообразности реализации этого проекта.
Желательно, чтобы в конкурсе на получение подряда по проекту принимали участие не только российские, но и западные компании. «Придется потратить на проектирование немалую сумму, но любой другой способ расчета целесообразности проекта – это просто тыканье пальцем в небо», — говорит Бурмистров.
Кроме больших расходов на реализацию проекта слабым местом остается возможность окупить вложенный триллион. В отсутствие проекта говорить о его окупаемости преждевременно, считает Бурмистров. В Минэкономразвития утверждают, что ВСМ должна быть окупаемой.
«Согласно текущей финансовой модели окупаемость проекта планируется. Расчеты подготавливались ОАО «РЖД» совместно с внешними консультантами и Центром стратегических разработок», — уточняют в Минэкономразвития.
Рентабельность проекта может составить в лучшем случае 5%, как в той же Европе.
Строительство ветки Москва – Казань — типичный «белый слон», на бизнес-сленге — это что-то большое, красивое и бессмысленное, предупреждала в интервью «Газете.Ru» старший экономист Royal Bank of Scotland Татьяна Орлова.
«Например, строительство к саммиту моста на остров Русский, на котором ничего нет. Это и есть «белый слон». А вложили в него миллиард долларов. Другие инфраструктурные проекты, которые сейчас на слуху, тоже вызывают большие сомнения. Ну, откройте скоростное сообщение Москва – Казань. Что изменится в экономике этого региона?» — недоумевает Орлова. Эксперт категорически против распечатывания Резервного фонда на инфраструктурные проекты при малейшем сомнении в возвратности вложений.
РЖД рассчитывает, что ветка Москва – Казань будет запущена к чемпионату мира по футболу в июне-июле 2018 года. «Скоростная магистраль в этом случае станет важнейшим элементом транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу, свяжет три города проведения матчей — Москву, Нижний Новгород и Казань», — говорил один из лоббистов ВСМ глава Татарстана Рустам Минниханов.
Согласно текущей версии финансовой модели проекта, начало строительства ВСМ предполагается в 2016 году, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Но это означает, что скоростную ветку за такой срок построить к ЧМ-2018 нереально.
«Запланированный срок строительства – пять лет. При условии достаточности финансирования. Хорошо, если в 2018 году хотя бы начнут класть рельсы», — говорит Михаил Бурмистров. Эксперт напоминает, что все предварительные расчеты по проекту были проведены до того, как экономика России вступила в очередной кризис, до обвала рубля и резкого повышения ключевой ставки ЦБ.
Кризису вопреки РЖД планирует вписать магистраль Москва – Казань в транснациональный проект «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. По словам Мишарина, китайская сторона сохраняет намерения по инвестированию в проект 400 млрд руб. Китайское руководство выдвинуло концепцию «Шелкового пути» в 2013 году. Проект позволит укрепить роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона как нового мирового экономического центра, уверены лоббисты этого проекта. Правда, до сих пор не понятно, где проложат маршрут: через Алтай или через Казахстан.