Владимир Путин дал старт проекту строительства ВСМ Москва — Казань. «Хотел бы понять, на каких условиях и на какой период необходимо финансирование, что планируется сделать для привлечения частных инвестиций, как будет обеспечена возвратность вложенных средств, срок этой возвратности», — сообщил Путин, открывая в среду совещание по вопросу развития скоростного железнодорожного сообщения.
Сроки реализации проекта тоже могут быть предметом обсуждения. «Этот проект очень длительного цикла, нужно исходить из реалий», — отметил глава государства и призвал решить эти вопросы в самое короткое время, чтобы успеть обозначить расходы в проекте бюджета на будущий год.
В последующем магистраль может быть продлена от Казани до Красноярска, не исключил Путин.
Руководителям регионов Путин посоветовал ответственно подойти к реализации проекта, не создавать ажиотажа при выделении земель под строительство. «Очень бы хотелось, чтобы без жульничества здесь обошлось, чтобы сейчас никто лихорадочно не стал скупать землю, а потом продавать ее государству втридорога», — сказал Путин, намекая на удорожание земель при строительстве олимпийских объектов в Сочи.
Прокладывать скоростное движение или высокоскоростное — еще одна тема для обсуждения. «Надо подумать, насколько это реализуемо, насколько это экономически целесообразно. Может быть, просто ограничиться скоростным?» — засомневался Путин.
Ветка до Казани будет высокоскоростной. Об этом по итогам совещания у президента сообщил министр транспорта Максим Соколов. Скоростное движение — это обычно 140—200 км/ч, высокоскоростное — от 200 до 400 км/ч, поясняют в РЖД.
По расчетам РЖД, в первый год работы магистрали ею воспользуются 7,5 млн человек.
Билет экономкласса предположительно будет стоить 3400 рублей, бизнес-класса — 6 тыс. рублей. Время в пути до Казани сократится с 14 до 3,5 часа.
Проект оценивается в 937 млрд рублей (предположительно 30% выделят частные инвесторы, 70% — государство). Еще потребуется выделение из бюджета 71 млрд рублей субсидий (расчеты имеются до 2024 года) на обслуживание долговых обязательств, для поддержки неоперационной рентабельности проекта. Соколов подчеркнул, что речь идет не о субсидировании билетов. В этой части проект является окупаемым.
Дефицит средств на финансирование проекта оценивается в 280 млрд рублей.
«Источники финансирования капитальных затрат в размере 279—280 млрд рублей пока не определены», — признал Соколов. Это могут быть средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) или госбюджета. «Скорее всего, это будет комбинация источников», — предположил министр транспорта.
Политическое решение о строительстве масштабных инфраструктурных проектов (в том числе Центральной кольцевой автодороги, ВСМ до Казани и реконструкции Транссиба и БАМа) было оглашено Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне. Конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали будет проведен не позднее сентября, проектирование завершится в конце 2014 года, строительство начнется в 2015 году, закончится — в 2018-м, уточнил Соколов.
Протяженность трассы составит более 800 км, она пройдет через Ногинск, Орехово-Зуево, Ковров, Владимир, Дзержинск, Нижний Новгород, Чебоксары.
Строительство ВСМ до Казани даст толчок экономике, считают в РЖД. Инвестиционный климат улучшится, занятость населения повысится, интеграция регионов усилится. Но пострадают особо охраняемые природные территории, возражают экологи. Власти могут получить новый скандал уровня вырубки Химкинского леса. Строительство ВСМ может затронуть Волжско-Камский биосферный заповедник, признанный ЮНЕСКО одним из резерватов чистого воздуха, а также местные национальные парки — «Лебяжье», «Голубое озеро».
На общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду строительства ВСМ, состоявшихся в Казани во вторник, новая стройка века была оценена негативно. По словам независимого эксперта Рифа Зарифуллина, ВСМ не только экологически вредный, но и слишком затратный проект. Если 1 трлн рублей разделить на коэффициент удорожания по сравнению с ценами 1984 года, то получается 8 млрд советских рублей. За 4 млрд советских рублей был построен автогигант КамАЗ, еще за 4 млрд рублей построили новый город Набережные Челны на 350 тыс. жителей, подсчитал эксперт.
«И все ради того, чтобы создать убыточное предприятие, в котором при себестоимости перевозки примерно 4 тыс. рублей около 2 тыс. рублей субсидировалось бы. Обычный человек за 4 тыс. не поедет», — возмущался Зарифуллин.
Финансовая модель ВСМ Москва — Казань в текущей редакции выглядит неубедительно, прописана обтекаемо, отмечают эксперты. Но одно очевидно: в Европе, по аналогии с которой и создается ВСМ, имеется объективная необходимость создания высокоскоростных магистралей. «Это высокая плотность населения, чего о России никак не скажешь», — говорит главный аналитик «Солида» Ибрагим Боташев.
Россия обладает огромной территорией, а скорость движения по «железке» у нас значительно уступает европейским странам, да и многим развивающимся, включая современный Китай, отмечает Андрей Кочетков, аналитик брокерского дома «Открытие». «Увеличение скорости железнодорожного транспорта требуется по всем направлениям, а не только Казанскому», — говорит эксперт.
Рентабельность проекта может составить в лучшем случае 5%, как в той же Европе. Маловероятно, что рентабельность в России будет выше, учитывая, что тарифы на перевозки по ВСМ будет регулировать государство, отмечает Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари».
Дешевле было бы развивать авиаперевозки, создать условия для лоукостеров, отмечают эксперты. «Но с исчезновением из авиапространства России «Авиановы» и Sky Express еще неизвестно, появятся ли дешевые перевозчики», — отмечает Сергей Ковжаров, управляющий активами финансовой компании AForex. «Аэрофлот», «Ютейр» и «Трансаэро» уже объявили о планах по запуску лоукост-проектов, но лоукостеры не принесут экономике больших дивидендов. Они могут существовать лишь как альтернатива, отмечает Желаннова.
Масштабные инфраструктурные проекты нередко оказываются «белым слоном». На бизнес-сленге это что-то большое, красивое и бессмысленное, но на содержание чего тратятся слишком большие средства. Например, строительство к саммиту АТЭС моста на остров Русский, на котором ничего нет. Строительство моста обошлось в $1 млрд.
«В Англии сейчас тоже много спорят, надо ли открывать скоростное сообщение между Лондоном и западной частью страны. Цена вопроса — несколько миллиардов фунтов… Сторонники говорят: это подтолкнет деловую жизнь, если можно будет доехать из столицы за полтора часа до западной окраины. Противники строительства ветки разводят руками: ну и что, что за полтора часа? Во всем мире напряженка с оценкой эффективности такого рода проектов», — сказала в интервью «Газете.Ru» старший экономист Royal Bank of Scotland по России, СНГ и Израилю Татьяна Орлова.