Центральный банк опубликовал отчет о деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за девять месяцев. По данным регулятора, в среднем с января по сентябрь российские НПФ смогли увеличить пенсионные накопления клиентов на 4,9%.
Ранее о доходности отчитался Внешэкономбанк, управляющий пенсионными накоплениями «молчунов», которых в России больше 50 млн человек. Доходность инвестированных ВЭБом средств пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному портфелю с января по сентябрь этого года составила 5,03%. В первом полугодии 2014 года данный показатель был зафиксирован на уровне 4,84%.
Доходность по портфелю государственных ценных бумаг (ГЦБ) в отчетном периоде фиксируется на уровне 3,7% против 4,42% по итогам первого полугодия, по портфелю выплатного резерва — 2,51% (3,82% соответственно), по портфелю срочных выплат — 2,45% (3,57% соответственно). Стоимость чистых активов расширенного портфеля по итогам третьего квартала составила 1,9 трлн руб., показав рост на 1,2%.
Таким образом, доходность большинства НПФ оказалась значительно ниже инфляции и даже ниже доходности ВЭБа.
По данным Росстата, инфляция с начала года составила 8,2%. При этом доходность в размере 8% и выше за девять месяцев показали всего несколько игроков: НПФ «Благовест», НПФ «Башкомснаббанк», НПФ «Социальная защита», НПФ «Мосэнерго», НПФ «Оборонно-промышленный фонд», НПФ «Европейский пенсионный фонд», а также НПФ «Сибирский капитал». Другие крупные участники рынка, НПФ «ЛУКойл-гарант» и НПФ «Благосостояние», заработали 7,2 и 6,2% соответственно.
По словам исполнительного директора НПФ «Мосэнерго» Сергея Зыцаря, за отчетный период добивались успеха те фонды, управляющие компании которых резко сократили вложения в облигации и инвестировали в депозиты, акции, валюту, а также в ипотечные сертификаты участия.
Основные проблемы НПФ лежат на поверхности, говорит советник главы Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. Одна из них — низкая прибавочная доходность (то есть доходность с учетом вновь поступивших средств). В настоящее время правительством заморожено более 500 млрд руб. отчислений за вторую половину 2013 года (в следующем году их получат фонды, вступившие в систему гарантирования), а также полностью заморожены взносы за 2014 год. «В сумме это больше триллиона. Эти деньги не попали в НПФ, они не попали в инвестирование, и на эти деньги не получен доход», — указывает Виноградов.
Впрочем, заморозка пенсионных отчислений стала не единственной причиной падения доходности НПФ, отмечает эксперт.
«Фонды подвела и серьезная волатильность на фондовом рынке, связанная с Крымом, в начале года, а затем в связи с экономическими санкциями. На таком волатильном кризисном рынке говорить о вменяемой доходности невозможно», —
указывает Виноградов.
Причину столь низкой доходности другие профучастники рынка связывают также и с монетарной политикой ЦБ, повысившего ключевую ставку до 9,5%.
«У большинства НПФ основу инвестиционного портфеля составляют облигации — порядка 30–50%. Облигации просели в цене сразу по нескольким причинам — из-за повышения ключевой ставки ЦБ, ухода иностранных инвесторов и санкций в части запрета на рефинансирование за рубежом. Ликвидность уходила не на фондовый, а на валютный рынок. В результате рынок сжался», — говорит Зыцарь.
Впрочем, уже в следующем году ситуация на рынке НПФ может измениться кардинальным образом. С 2015 года Центральный банк переводит НПФ на пятилетний период по инвестированию, освободив их от обязанности демонстрировать положительную доходность каждый год. Это в свою очередь позволит фондам пересмотреть свою стратегию, позволив инвестировать в более прибыльные долгосрочные активы.
«Пенсионные накопления инвестируются в срок от 15 до 20–25 лет. С технической точки зрения доходность получается выше инфляции за период с учетом провалов в кризисные годы», — отмечает Виноградов. Пока же фонды предпочитают держать основную часть денег не в длинных проектах, а на депозитах. Так, по оценкам «Эксперт РА», именно на банковских депозитах сейчас хранится до 45% всех денег НПФ.