Еще в марте первый замминистра промышленности Глеб Никитин обещал, что на поддержку индустриальных парков до 2020 года в рамках подпрограммы Минпромторга выделят 54 млрд руб., из которых 1,76 млрд руб. — в этом году.
Такие суммы, по словам чиновника, помогли бы увеличить количество промпарков до 205. Сейчас в России, по данным Ассоциации индустриальных парков (АИП), только 101 парк можно отнести к реальным проектам (уже действуют 45, остальные 56 находятся на стадии проектирования).
Первой мерой их поддержки должно стать субсидирование процентных ставок по кредиту, на которые в текущем году планировалось выделить до 250 млн руб. 31 октября Минпромторг объявил, что на соответствующий конкурс было подано 12 заявок для получения финансирования на общую сумму в 246,7 млн руб.
Субсидировать нечего
Изначально конкурс по приему заявок должен был пройти с 25 сентября по 20 октября, но в итоге его решили продлить до 30 октября.
«Заявок было мало, поэтому в Минпромторге подумали, что, если они продлят сроки, придет побольше народу, чтобы в итоге они смогли раздать эти 250 млн руб.», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.
Согласно условиям конкурса, 21 ноября комиссия Минпромторга определит самые сильные заявки, а 24 ноября будет подготовлен соответствующий протокол. Однако это только первый этап отбора. Окончательное решение по субсидированию процентной ставки будет принято в декабре, когда конкурсанты предоставят еще один пакет документов с детализированными затратами, которые частично и возместит государство.
«Итоговая суммарная сумма по субсидированию ставки может быть только ниже озвученной в 246,7 млн руб. Даже если заявители возьмут еще один кредит накануне, нельзя будет вписать новые расходы в заявку», — пояснил источник «Газеты.Ru» в министерстве.
Впрочем, желающих еще больше залезть в кредиты и попытаться потом добиться компенсации у государства, похоже, будет немного. «Даже эти 250 млн руб. с трудом распределят в этом году. Часть отсеется из-за слабых заявок.
И потом, сама мера субсидирования ставки в текущих условиях кредитно-денежной политики не очень востребована, так как в отсутствие длинных дешевых кредитов никто не торопится увеличивать долговую нагрузку. Поэтому субсидировать, по сути, и нечего», — пояснил источник «Газеты.Ru».
«Замах был на рубль, а результат — на копейку»
Изначально в подпрограмму по поддержке промпарков закладывалось три меры: субсидирование процентной ставки по кредиту, субсидирование общих затрат (предлагалось возмещать до 25–30% расходов на инфраструктуру), а также субсидирование присоединения к энергосетям (до 75% соответствующих расходов).
«С высокой долей вероятности последние две меры в ближайшие два года вряд ли заработают, так как режется бюджет», — сказал «Газете.Ru» источник в финансово-экономическом блоке правительства.
Таким образом, по линии Минпромторга непосредственная финансовая поддержка индустриальных парков в ближайшие три года составит порядка 900 млн руб. в рамках субсидирования процентной ставки (в следующем году сумму увеличат с 250 млн до 300 млн руб.).
«Это мизерные объемы. Даже по линии Минэкономразвития в рамках поддержки малого и среднего бизнеса на парки выделяют более 1 млрд руб. ежегодно.
Планировалось, что по подпрограмме Минпромторга только за 2015 год выделят 3–4 млрд руб., при этом сумма ежегодно увеличивалась бы. Так что есть определенное разочарование. Замах был на рубль, а результат — на копейку», — сказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.
По данным АИП, в среднем строительство одного промпарка обходится в 2–3 млрд руб., при этом всего с 2003 по 2013 год на индустриальные парки из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 4,3 млрд руб.
В Минпромторге «Газете.Ru» сказали, что заявленный сейчас ведомством объем затрат на поддержку парков составляет 1,7 млрд руб. — на 2015 год, 2 млрд руб. — на 2016-й, 2,9 млрд руб. — на 2017-й. «Говорить об итоговых цифрах исходя из текущей стадии бюджетного процесса было бы преждевременно. Минпромторг приложит все возможные усилия по обоснованию Минфину и правительству необходимости выделения дополнительных средств. О пересмотре целевых показателей подпрограммы в настоящее время речь не идет», — сказали в Минпромторге.
Отложить на потом
Чтобы подпрограмма не выглядела совсем провальной, в нее все-таки было решено включить четвертую меру поддержки. Речь идет о компенсации, реализованной через схему, схожую с механизмом отложенных платежей (TIF), когда федеральный бюджет возмещает затраты региона на инфраструктуру из федеральных налоговых поступлений резидентов (соответствующее постановление было утверждено правительством 30 октября).
На практике это означает, что никаких средств на парки по TIF из бюджета действующей трехлетки 2014–2016 годов выделять не понадобится. «Эта четвертая мера должна заработать, так как в целом механизм неплохой, работающий. Проблема в том, что регионы смогут увидеть эти деньги только через несколько лет, так как механизм рассчитан на новые промпарки. То есть сначала регионы должны построить инфраструктуру (на это уйдет два-три года), потом там должны обустроиться резиденты (еще год-два). Таким образом, первые возвращенные налоги находятся за горизонтом планирования», — рассказал источник «Газеты.Ru».
«Теоретически, конечно, все 85 субъектов могут построить промпарки, а потом в рамках конкурса по механизму TIF потребовать возместить затраты — и государство будет обязано вернуть деньги, если проект соответствует необходимым требованиям, в частности будет введено ограничение по максимальному значению затрат на 1 га (сейчас предлагается на уровне 15 млн руб.). Но на практике у регионов мало свободных средств, тем более на строительство промпарков», — сказал он.
Государственные промпарки (есть еще и частные) создаются в основном на средства регионального бюджета, заемные деньги от Внешэкономбанка, а также прочие привлеченные средства. По данным АИП, средняя площадь индустриального парка составляет 156 га.
«Указанный инструмент разрабатывается по инициативе субъектов РФ. Так что очевидно, что часть из них располагает возможностями по строительству индустриальных парков, — не согласны в Минфине, ответственном за разработку механизма. — Помимо этого, новые компании будут платить налоги не только в федеральный, но и в региональный бюджет, что, при условии взвешенной политики по созданию соответствующей инфраструктуры и привлечению резидентов, должно помочь сократить дефицит бюджетов». По итогам 2014 года глава Минфина Антон Силуанов ожидает снижения дефицита бюджетов регионов примерно на 100 млрд руб. с прошлогоднего «беспрецедентного объема дисбаланса» в 630 млрд руб.