Правительство Москвы и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей во вторник подписали соглашение о взаимодействии. В частности, на специальном портале «Наш город» теперь появятся две новые темы, в рамках которых жители столицы смогут оставлять сообщения о нарушениях в сфере торговли. Ответы на жалобы посетителей сайта о продаже в торговых точках Москвы просроченных товаров или нарушениях санитарных требований в рамках соглашения будет подготавливать управление Роспотребнадзора по городу Москве.
В рамках церемонии подписания соглашения мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что подача жалоб на работу предприятий в сфере потребительского рынка через портал «Наш город» позволит повысить эффективность работы инспекторов Роспотребнадзора.
Он также отметил, что в Москве, где тысячи объектов торговли расположены во встроенно-пристроенных помещениях и в жилом секторе, введение мер по контролю за потребительским рынком является чрезвычайно важным шагом.
На состоявшейся позже пресс-конференции по поводу расширения возможностей портала «Наш город» руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова более подробно описала схему рассмотрения жалоб Роспотребнадзором. По ее словам, любой житель столицы, столкнувшийся с нарушениями в сфере потребительского рынка, может сообщить о проблеме на портале в категории «продовольственные магазины». Для этого пользователю необходимо выбрать нужную проблемную тему, ввести название и адрес торговой точки или отметить ее на виртуальной карте, после чего описать проблему и прикрепить фото.
Модерация сообщения на портале производится в течение 24 часов, а ответ от управления Роспотребнадзора по городу Москве будет предоставлен в рамках 30 дней с момента подачи жалобы. За это время представители ведомства проанализируют суть жалобы, при необходимости инициируют проверку торговой точки, а также изберут меру пресечения в случае выявления нарушения.
Ракова также отметила, что на портале в режиме реального времени будет составляться карта торговых точек, в которых ведомством по факту проверок были обнаружены нарушения санитарных требований. В заключение заместитель мэра отметила, что расширение функциональности портала никак не скажется на порядке рассмотрения письменных жалоб москвичей.
Руководитель Роспотребнадзора по городу Москве Елена Андреева в свою очередь подчеркнула, что жалобы на нарушения в сфере торговли неизменно составляли около 30% от общего числа обращений на портале «Наш город», что и привлекло внимание федерального ведомства к проблеме. По ее словам, размещение жалобы на сайте должно стать крайней мерой в случае отсутствия реакции администрации торговой точки на жалобы потребителя. Кроме того, уже рассмотренные Роспотребнадзором обращения будут вывешены в свободном доступе, что будет чревато дополнительными репутационными издержками для ритейлеров.
«Рано или поздно мы придем к соблюдению санитарных норм в Москве, и портал «Наш город» является отличным инструментом для достижения цели», — подытожила Андреева.
Портал «Наш город» был создан в 2011 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина как инструмент решения городских проблем. С тех пор сайт пережил визуальный редизайн, а также значительно расширил свой функционал. На сегодня любой житель столицы может оставить обращение по 150 темам, а администрация ежедневно получает более 2 тыс. жалоб. В настоящее время на портале зарегистрированы 348 тыс. пользователей.
Вокруг портала также возникло волонтерское движение, насчитывающее уже 2300 участников. Они помогают властям выискивать недостатки в жизни города и способствуют их скорейшему устранению. Организаторы портала поддерживают их усилия, начисляя волонтерам бонусные баллы и бесплатно приглашая на различные городские мероприятия.