Украинское правительство намерено продать почти все принадлежащие государству предприятия, кроме стратегических. Об этом во вторник в ходе рабочей поездки в Черкасскую область заявил премьер Арсений Яценюк.
«Сегодня госсобственность — предмет небывалой коррупции. Приемная премьер-министра полна народных депутатов. Думаете, они приносят концепции реформ? Они пекутся о назначении своих людей в государственные компании. Как преодолеть эту коррупцию другим путем, кроме как продать эти государственные компании, я не вижу», — сказал Яценюк.
Ранее премьер заявлял, что правительство в этом году намерено провести самую масштабную приватизацию за последние 23 года. Кабмин еще в июле утвердил перечень объектов для приватизации в 2014 году. В него вошли государственные доли в уставном капитале 164 предприятий. Это пакеты акций облэнерго, нескольких ТЭЦ, «Азовмаш», Одесский припортовый завод, объекты добывающей промышленности, а также госсобственность в сфере строительства, здравоохранения, спорта и отдыха.
Многие из вошедших в перечень компаний власти Украины пытаются продать много лет подряд, но безуспешно. Зато в список не вошли «Укрнафта», Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), «Сумыхимпром», «Турбоатом» и другие потенциально привлекательные для инвесторов активы.
В кабмине предполагают, что от продажи одного только Одесского припортового завода можно привлечь в бюджет $600 млн. Еще один привлекательный актив — управляющая компания одного из крупнейших машиностроительных комплексов Украины — «Азовмаш». Компания была создана в 2000 году и кроме производства различных типов железнодорожных вагонов выпускает металлургическое и горнорудное оборудование, а также подъемно-транспортные машины. В «Азовмаш» входит Мариупольский завод тяжелого машиностроения, «Азовобщемаш», Мариупольский термический завод, Головной специализированный конструкторско-технологический институт, «АзовЭлектроСталь», Головное конструкторское бюро вагоностроения.
Оценочная стоимость всех госактивов, по расчетам Фонда государственного имущества Украины, — 15 млрд гривен. Номинальная стоимость — 3 млрд гривен. Если учесть, что Нацбанк Украины продает доллар на межбанке по 13 гривен, то госсобственность может принести бюджету $1,1 млрд.
Эксперты скептически оценивают приватизационные планы правительства.
Впрочем, после того, как Украина определилась с европейским выбором, власти рассчитывают привлечь к приватизации инвесторов из ЕС. «Но в условиях неопределенности взаимоотношений между Украиной и Россией рассчитывать на щедрость инвесторов, в том числе из Европы, не приходится», — говорит гендиректор IBI-Rating (Киев) Григорий Перерва.
Тем не менее привлекательные активы в списке на приватизацию имеются, в том числе и для российского бизнеса. Это областные энергетические компании, например, в Кировограде и Житомире, считает Перерва.
Эксперт Русской школы управления Андрей Ильдеменов считает, что в первую очередь для российского бизнеса потенциально интересны все портовые инфраструктуры, объекты, связанные с транспортировкой и переработкой газа и нефти. Еще один приоритет — это машиностроение, ориентированное на оборонно-промышленный комплекс, а также все вагоноремонтные заводы Украины, потому что в России не хватает собственных мощностей для их производства. «Понятно, что будет необходима модернизация этих объектов, это затратно, но самое ценное, что есть у этих украинских компаний, — это профессиональные кадры», — говорит Ильдеменов.
Впрочем, условия проведения аукциона по продаже госсобственности могут быть составлены так, что российский бизнес будет отсечен от участия в разделе украинского пирога.
Эксперт не исключает, что лакомые куски украинской госсобственности в очередной раз достанутся местным олигархам.
Так, в 2012 году Ринат Ахметов приобрел пакеты акций шести объектов энергетики, позволившие ему контролировать производство трети всей электроэнергии Украины, по стоимости двух лондонских квартир, сообщали украинские СМИ.
В госбюджете на 2014 год поступления от приватизации запланированы в размере 17 млрд гривен, но хроническое невыполнение приватизационных планов стало отличительной особенностью украинской приватизации. Например, в первом полугодии 2014 года поступления от приватизации объектов госсобственности составили 51,5 млн гривен, или 0,3% от плана.
Эксперты считают, что объявленная приватизация — вынужденный шаг. Продавать госсобственность в условиях неоконченного военного конфликта — безумие.
К тому же распродажа госсобственности проходит на фоне разговоров о том, что предыдущая приватизация была несправедливой, ее итоги необходимо пересмотреть, а олигархов заставить доплатить за собственность, доставшуюся по заниженной стоимости.
Но украинским властям срочно нужны средства. В том числе на восстановление инфраструктуры в мятежных регионах. Ущерб от боевых действий, которые сейчас продолжаются на востоке Украины, может достигнуть $8 млрд, заявил во вторник премьер Яценюк.
«Мы говорили о том, что Украине нужно 8 млрд гривен (на восстановление инфраструктуры востока), но как бы не вышло так, что нужно будет $8 млрд. Идет направленная атака на страну, убивают людей», — цитирует УНИАН главу правительства.
Весь приватизационный план правительства, напомним, едва тянет на $1,1 млрд.
Во вторник же стало известно, что правительство Украины предприняло еще одну попытку извлечь хоть какие-то доходы. Правительство разместило гривневые облигации внутреннего государственного займа в эквиваленте $200 млн через Deutsche Bank AG. Облигации размещены под 19% годовых. «Это означает, что верят в то, что на Украине будет стабильность и не будет значительных колебаний курса», — сообщил премьер.
У экспертов совсем иная оценка. Аналитик компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Елена Шишкина отмечает, что «эйфория украинских властей от размещения преувеличена». «Новость о размещении гривневых облигаций не вносит существенных изменений в экономическую ситуацию в стране. Скорее это напоминает панические попытки отвлечь внимание от того, что экономика страны балансирует над пропастью», — говорит Шишкина. Во-первых, объем заимствований в эквиваленте $200 млн выглядит мизерным на фоне многомиллиардных потребностей страны в финансировании.
Во-вторых, размещение гривневых облигаций на фоне стремительного обесценения валюты страны еще больше обесценивает реальную ценность займа.
«Кроме того, стоит отметить ставку, по которой состоялось размещение, 19%, — отмечает эксперт. — Ставка высокая, свидетельствующая о ненадежности заемщика».
Это становится понятно даже в результате беглого анализа доходности облигаций. Для сравнения, доходность российских 10-летних облигаций составляет 9,24% (средний показатель за 2000–2014 составлял 8,64%), для Китая — 4,25%, Бразилии — 11,63%, Индии — 8,71% и т.д. Даже доходность облигаций Кении и Нигерии ниже — 11,95 и 12,13% соответственно.