Верховная рада Украины в четверг приняла во втором чтении поправки в закон о реформировании управления украинской газотранспортной системой. Речь идет о старой идее украинского правительства, согласно которой управлять ГТС будет не государство, а специально созданная компания-оператор, в которой Украине будет принадлежать контрольный пакет, а 49% могут быть проданы зарубежным инвесторам. Предполагается, что это будут компании из США, Евросоюза или Европейского энергетического сообщества (ЕЭС, альянс, объединяющий более 50 стран, подписавших и ратифицировавших Энергетическую хартию; Россия хартию подписала, но не ратифицировала).
Также в документе говорится о подземных газохранилищах, оператором которых также может быть структура с участием резидентов США, ЕС или ЕЭС. Обе компании-оператора должны быть созданы к 1 января 2015 года.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, компании — операторы ГТС из Евросоюза и США должны будут раскрывать всю информацию о структуре их собственности и каждые пять лет отчитываться о своей деятельности перед украинским парламентом.
Общая протяженность украинской ГТС составляет 38,6 тыс. км, в нее входят 72 компрессорные и более 1,4 тыс. распределительных станций. Пропускная способность газотранспортной системы на российско-украинской границе составляет 288 млрд кубометров в год, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд кубов, причем 142,5 млрд кубометров приходится на страны ЕС.
«Принятие этого законопроекта — это важный шаг, который позволит уменьшить риски транзита газа по территории Украины, возникшие из-за обострения украинского-российских отношений», — заявил председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. Как сообщила пресс-служба компании, «в ближайшее время «Нафтогаз» намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС».
Украинское правительство еще в период президентства Виктора Януковича неоднократно приглашало к управлению ГТС «Газпром», однако речь шла именно об управлении, в то время как российская монополия хотела получить не менее 50% в собственность. Позднее предлагались варианты трехстороннего консорциума по управлению газотранспортной системой с участием европейских компаний.
Сейчас Киев против участия «Газпрома». Впрочем, российская компания теперь и сама не заинтересована в украинской ГТС. В конце июля представитель монополии заявлял «Газете.Ru», что «поезд ушел, и, похоже, еще вчера».
Перспективы привлечения западных инвесторов вызывают у специалистов сомнения. Украинская ГТС имеет значительную степень изношенности (до 65% в зависимости от участка). По различным оценкам, ее модернизация может обойтись в сумму от $5 млрд до $20 млрд.
«Украинская сеть может быть нужна только «Газпрому» для получения монопольного положения на газовом рынке страны. Западные компании вряд ли проявят интерес», — полагает глава East European Gas Analyses Михаил Корчемкин.
Главная ценность украинской ГТС для Запада заключается в возможности поставок через нее российского газа в Европу. Без поставок со стороны «Газпрома» и владение, и управление газотранспортной системой теряют всякий смысл. Сейчас через Украину в Европу поступает около 170 млн кубометров газа в сутки. По данным «Нафтогаза Украины», в первом полугодии текущего года объемы транзита российского газа в Европу составили 36,57 млрд кубометров, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.
При этом доходы «Нафтогаза» от транзита по сравнению с первым полугодием прошлого года уменьшились на 17% и составили $750 млн.
Несмотря на это, Украина планирует запретить транзит энергоресурсов через свою территорию. Эта мера входит в пакет из 29 санкций, разработанных украинским правительством в отношении России. В четверг Верховная рада приняла во втором чтении соответствующий законопроект.
Ранее Украина заявляла, что транзит может быть продолжен в случае переноса точки закупки газа с западной границы Украины, где она граничит со странами Европы, на российско-украинскую границу.
«Закупка российского газа на границе Украины с Россией предоставит европейским газовым компаниям возможность распоряжаться своим газом уже на территории Украины, в том числе использовать значительные мощности подземных хранилищ газа на западе нашего государства», — сказал в среду глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, отметив, что Украина, в свою очередь, получит «прямое соединение с европейскими операторами газовых сетей».
Эту идею Коболев озвучивал еще в апреле текущего года, а в мае с аналогичной инициативой выступил уже украинский кабинет министров.
С одной стороны, это исключит риски, связанные с транзитом через Украину (например, несанкционированный отбор газа), так как в этом случае именно украинская сторона будет отвечать за потенциальные проблемы.
В ходе газовых войн 2008–2009 годов, когда ряд стран Европы на несколько зимних дней практически остались без российского газа, Евросоюз обвинил в этом Россию, как ответственную за поставки, хотя «Газпром» в начале января 2009 года остановил транзит через Украину из-за несанкционированного отбора транзитных объемов.
Но во многом перенос точки закупки невыгоден «Газпрому». В частности, это лишит российскую монополию гибкости поставок. Если сейчас «Газпром» со своим газом выходит с украинской территории сразу на несколько направлений и в случае необходимости может где-то сократить, а где-то, напротив, увеличить объемы поставок, то после переноса он будет этой возможности лишен. Кроме того, придется заключать новые контракты с европейскими контрагентами.
Ранее источник в газовой отрасли говорил «Газете.Ru», что перенос точки закупки скажется на надежности поставок и «Газпром» на это не пойдет.
Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также считает, что «Газпром» будет всячески сопротивляться идее переноса. По словам эксперта, в этом случае монополии будет гораздо сложнее назначать отдельные цены для каждого европейского покупателя.
«Основное увеличение цены газа происходит именно в сегменте транспортировки и распределения по контрагентам, чем сейчас занимается сам «Газпром», — поясняет Агибалов. — Но если весь газ будет идти через одну трубу, а не выходить из Украины по нескольким, «Газпрому» будет значительно сложнее объяснять разницу в ценах для европейских покупателей».
По мнению Агибалова, именно в расчете на перенос точки закупки Украина и готовится продать 49% своей ГТС. Впрочем, эксперт также подчеркивает, что и Украине, и Европе еще придется по этому вопросу договариваться с «Газпромом». «Это может произойти по истечении действующих контрактов, Европа может потребовать заключения новых соглашений на новых условиях», — предупреждает Агибалов.
Но даже учитывая все вышесказанное, есть еще одна реальная опасность для украинского транзита — российский газопровод «Южный поток». Эта труба, строительство которой началось в прошлом году, а запуск запланирован на конец 2015 года, будет проходить в обход Украины и призвана нивелировать именно риски украинского транзита. Мощность «Южного потока» составит 63 млрд кубометров, вывод трубы на полную мощность практически полностью лишит Украину ценности как транзитера. По наиболее оптимистичным оценкам, транзит через Украину сохранится лишь на уровне 10–15 млрд кубометров в год, но она может лишиться и этого (например, при наращивании поставок через другие транзитные каналы).
Впрочем, пока строительство «Южного потока» несколько затормозилось из-за претензий со стороны Еврокомиссии. В частности, под давлением ЕК строительство трубы на своей территории заморозила Болгария.
Михаил Корчемкин считает, что в существующем виде транзит через Украину может просуществовать шесть-семь лет (причем практически не требуя вложений). Но сохраниться он сможет лишь при условии, что «Газпром» откажется от «Южного потока». Однако такой сценарий эксперт считает маловероятным.
А вот Украина не сомневается, что создание компании — оператора ГТС с участием европейских партнеров заставит Россию отказаться от «Южного потока». Арсений Яценюк ранее заявлял, что Европа предпочтет транзит через Украину и «Южный поток» окажется невостребован.