Подконтрольные бизнесмену Михаилу Гуцериеву нефтяные компании «Русснефть» и «Нефтиса» после своего слияния могут передать часть акций объединенной компании швейцарскому сырьевому трейдеру Glencore Xstrata Plc. Как заявил Гуцериев в интервью Bloomberg, таким образом будет погашена часть долга «Русснефти» перед швейцарской компанией. Он также сообщил, что переговоры по этому вопросу ведутся, однако не уточнил, какое количество акций получит Glencore.
«Нефтису», как и «Русснефть», основал Михаил Гуцериев. Причем создана она была в 2008 году, когда бизнесмен находился в Лондоне. В 2007 году в отношении Гуцериева было возбуждено уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов. В 2009 году обвинения с Гуцериева были сняты, и он вернулся в Россию. По одной из версий, за Гуцериева вступился президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, которому нужны были местные связи бизнесмена. Основой для создания «Нефтисы» стал ряд нефтяных активов в Казахстане, Азербайджане и России, приобретенные Гуцериевым за $1,5 млрд. Прошлой осенью «Нефтиса» получила такие активы «Русснефти», как «Белкамнефть» и ООО «Западно-Малобалыкское».
Изначально 99% «Нефтисы» принадлежало кипрскому офшору Dolmer Enterprises Ltd, 1% — вице-президенту «Русснефти» по экономике и финансам Ольге Прозоровской. По неофициальной информации, бенефициаром Dolmer является сам Гуцериев. Позднее стало известно, что 10% участия в капитале «Нефтисы» имеет «дочка» Сбербанка «Сбербанк Инвестиции».
По оценке Гуцериева, объединенная компания будет обладать запасами в 700 млн тонн нефти, годовая добыча составит 17 млн тонн.
Стоимость объединенной компании Гуцериев оценил в $18 млрд. Согласно бухгалтерской отчетности «Русснефти», на 31 декабря прошлого года ее общий долг составлял $2,89 млрд. По данным «Газеты.Ru», швейцарскому трейдеру «Русснефть» должна около $1 млрд. Исходя из оценки объединенного актива, озвученной Гуцериевым, в качестве уплаты долга полностью Glencore может получить в нем около 6%.
«Для Glencore получение задолженности в виде акций — волне логичный и давно ожидаемый рынком ход, — считает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. — У швейцарского трейдера уже есть доли в «дочках» «Русснефти», однако Glencore должна отчитываться перед акционерами, и в этом свете доля в головной компании выглядит предпочтительнее».
Кроме того, у Glencore есть интерес и к собственно нефтедобыче (компания является одним из крупнейших в мире нефтетрейдером).
Руководство Glencore в прошлом году обращало внимание инвесторов на то, что разведка нефтяных месторождений не требует крупных вложений, к тому же небольшие нефтяные проекты куда менее подвержены непредусмотренному росту издержек, в отличие от горнодобывающей промышленности.
Что касается самой «Русснефти», то для нее, по словам Кокина, такой вариант расчета тоже выгоден, так как, если бы компания Гуцериева предпочла расплатиться деньгами, это означало бы рост долговой нагрузки. Кстати, ранее Гуцериев уже говорил, что «Русснефть» может рассчитаться со швейцарцами при помощи акций. Правда, тогда речь шла о бумагах самой «Русснефти».
«Кроме того, не стоит забывать, что Glencore — давний и проверенный партнер «Русснефти», — напоминает Кокин. — Не исключено, что в перспективе Гуцериев захочет полностью продать объединенную компанию швейцарскому трейдеру ».