Покупателями 49% компании «Русснефть» стали Bradinor Holdings Limited и Cromeld Management Limited. Компании получили 25 и 24% соответственно. Об этом в пятницу сообщает продавец пакета АФК «Система», подконтрольная бизнесмену Владимиру Евтушенкову.
Сумма сделки составила $1,2 млрд. Она должна быть закрыта в третьем квартале 2013 года после выполнения всех отлагательных условий соглашений.
Bradinor владеет президент Бинбанка Михаил Шишханов, родственник создателя и бывшего владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева.
Последний занимает 142-е место в списке 200 богатейших людей России по версии журнала Forbes, его состояние оценивается в $750 млн. Семья Гуцериевых вообще считается богатейшей в России — совокупное состояние ее членов оценивается в $6,22 млрд.
Владельцем Cromeld является бизнесмен Феликс Длин (работает на рынке ценных бумаг и занимается управлением недвижимостью в Москве и Санкт-Петербурге).
Михаил Гуцериев создал «Русснефть» в 2002 году, и уже через несколько лет компания вошла в десятку крупнейших нефтепроизводителей России. На сегодняшний день компания добывает около 14 млн тонн нефти. В планах компании — до 2018 года увеличить добычу до 18 млн тонн.
В 2007 году в отношении Гуцериева было возбуждено уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов. Однако, по сообщениям источников, преследование Гуцериева имело политические корни — бизнесмен якобы финансировал оппозицию Игушетии (Гуцериев активно вел бизнес в этой республике и является там влиятельной фигурой).
В 2009 году обвинения с Гуцериева были сняты, и он вернулся в Россию. По одной из версий, за Гуцериева вступился президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, которому нужны были местные связи бизнесмена. Также высказывались предположения, что Гуцериеву позволили вернуться именно для продажи «Русснефти».
Изначально приобрести «Русснефть» должна была En+ Олега Дерипаски, однако сделка затянулась, так как власти не давали своего разрешения. В итоге активом заинтересовалась «Система».
Как говорил Евтушенков, АФК нужны добывающие активы, чтобы выровнять баланс добычи и переработки нефти. Дело в том, что «Система» владеет шестью нефтяными предприятиями в Башкирии, из которых собственно добычей нефти занимается только «Башнефть», остальные пять — перерабатывающие.
Весной 2010 года «Система» приобрела 49% «Русснефти», причем заплатила всего $100 млн (стоимость компании на момент заключения сделки оценивалась в $7,2 млрд). Дисконт был связан с тем, что у компании Гуцериева накопилось очень много долгов — около $7 млрд (сейчас — $4,9 млрд).
«Система» в первую очередь инвестиционный фонд, — комментирует продажу пакета представитель АФК. — Мы приобретаем недооцененные активы, инвестируем в них, наращиваем капитализацию и продаем, получая прибыль для своих акционеров».
Михаил Гуцериев на сегодняшний день владеет 49% «Русснефти» (еще 2% находятся у крупнейшего кредитора компании — Сбербанка), и именно Гуцериев, как предполагалось, должен был стать покупателем доли АФК.
Представитель «Русснефти» в пятницу был недоступен.
Аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин отмечает, что, в сущности, контроль над «Русснефтью» так или иначе перешел к семье Гуцериевых.
«Гораздо интереснее другое. Сделка может оказаться безденежной, вместо денег «Система» может получить ряд активов «Русснефти», — полагает эксперт.
Дело в том, что Гуцериев заявил о своей готовности «хоть завтра» продать доли в ряде предприятий, где «Русснефть» владеет долями от 50 до 100%, если будет предложена хорошая цена. Речь идет о девяти активах так называемой уральской группы (самый крупный — «Белкамнефть», добыча — около 1 млн тонн).
Кокин отметил, что у «Системы» есть опцион на приобретение этих активов и, скорее всего, будет проведен размен. «Однако в этом случае Гуцериев получает урезанную «Русснефть» — компания потеряет около 40% добычи, — говорит аналитик. — Как при этом он намерен поднять уровень производства нефти, непонятно».