Во вторник исполняющий обязанности министра аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк рассказал журналистам, что Киев намерен нарастить экспорт мяса в Китай. По словам и.о. министра, уже сейчас на азиатский рынок приходится наибольшая доля экспорта украинского сельскохозяйственного сектора.
По итогам 2013 года в Азию было поставлено 34,3% продукции агрокомплекса страны, в ЕС — 27,4%, в государства СНГ — 21,4%.
В сентябре прошлого года стало известно, что Китай планирует арендовать на Украине около 3 млн га посевных земель сроком на 50 лет в рамках своей политики использования иностранных угодий для выращивания сельхозкультур. Проект стартует в Днепропетровской области, затем продолжится на Херсонщине и в Крыму, а объем первоначальных инвестиций оценивается в $2,6 млрд. На вторничной пресс-конференции Присяжнюк рассказал, что Китай остается и основным претендентом на роль инвестора в программе обновления системы орошения крымских земель.
Сельское хозяйство КНР развивается достаточно быстро, однако отстает от роста потребности в продукции агросектора. Согласно официальной статистике Пекина, в 2013 году общий объем собранных в стране сельхозкультур вырос на 1,5% по сравнению с 2012 годом и составил 601,94 млн тонн. Основной прирост урожая пришелся на рис (34,07 млн тонн, рост 2,4%), а также на зерновые (435,97 млн тонн, рост 2,37%). Производство мяса увеличилось на 1,8%, до 83,73 млн тонн. Из них более двух третей пришлось на свинину (54,93 млн тонн), объем производства которой вырос на 2,8% по сравнению с 2012 годом. Тем не менее истощение земель, а также рост населения заставляет Коммунистическую партию Китая называть обеспечение продовольственной безопасности главным приоритетом для страны.
«Сегодня в Китае численность городского населения уже превысило количество сельского, и, как следствие, города стали захватывать все больше территории, сокращая площади пахотных земель и рабочих сил, занятых в сельском хозяйстве. В итоге это привело к тому, что сегодня КНР импортирует рис из Таиланда и Индии, а сою для знаменитого соуса закупает даже в Казахстане», — объясняет заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Гендиректор Optim Consult Евгений Колесов отмечает, что хорошей иллюстрацией текущего положения с продовольствием в Китае может служить введение директивы № 34 от 3 июля 2013
года.
Постановление это предписывает проведение официальных (в том числе под флагом КНР) собраний во всех госучреждениях и на крупных предприятиях для
пропаганды следующих лозунгов: «Не оставлять пищу на столах и съедать еду до конца», «Поддерживать экономическую мораль и цивилизованное принятия пищи», «Расточительство – стыдно, экономия - благородно».
По мнению Колесова, Китай ощущает нехватку продовольствия и заблаговременно предпринимает шаги для нормализации ситуации. «Уже в этом году Китай станет импортировать значительно больше продовольствия», — говорит эксперт, отмечая, что за прошлый год чистая прибавка китайского населения составила 7 млн «ртов».
Глава пекинского офиса консалтинговой группы «Окно в Китай» Александр Зайнигабдинов отмечает, что зависимость КНР от импорта мяса на данный момент невелика — по разным оценкам, 2-5% от общего объема потребления. Однако при общем росте потребления мяса в 2,5-4% в год, его импорт растет значительно быстрее — за первое полугодие 2013 года рост составил более 32%.
В обеспечении продовольственной безопасности Пекину, видимо, готов помочь Киев.
Что касается перспектив Украины на китайском рынке, Евгений Колесов полагает, что наиболее востребованным в КНР будет куриное мясо. По словам эксперта, Китай все еще восстанавливается от прошлогодних вспышек птичьего гриппа, в результате которых отрасль потерпела огромные убытки.
Дальнейший толчок развитию двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства могут дать результаты визита китайской делегации, которая прибудет на Украину 25 февраля.
Ее задача — изучить перспективы поставок в Поднебесную украинского мяса. «Китайская сторона будет неделю работать в Украине, потом вернется в Китай, где будут анализироваться все исследования. Думаю, что за месяц они предоставят свои выводы. Если экспорт в Китай будет сертифицированный, то все украинские производители смогут поставлять свою продукцию в Китай», — рассказал Присяжнюк изданию Delo.UA. По предварительным и недостаточно точным оценкам министра, китайский мясной рынок «безграничен».
В декабре 2013 года Присяжнюк уже сообщал, что Киев работает над получением разрешения для своих аграриев на экспорт в КНР пшеницы, которое позволит в конечном счете поставлять на китайский рынок всю группу зерновых.
Однако пока экономическое проникновение Китая на Украину не столь значительно и он не входит в число ведущих зарубежных инвесторов во вторую по величине экономику СНГ.
«Официальные данные по прямым иностранным инвестициям не содержат строки «Китай» в списке основных 13 стран-инвесторов, то есть мы можем сказать только то, что доля Китая точно меньше 1,5% от совокупных ПИИ в Украине», — говорит руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен. «Кроме того, известно, что среди долговых инвестиций Китай предоставил лишь кредит в $1,5 млрд компании из государственного сектора, что соответствует 2% от совокупного государственного долга страны», — добавляет эксперт.
Тем не менее представители Поднебесной уже выразили готовность помочь Киеву в реализации проекта строительства глубоководного порта в Крыму, о чем уже писала «Газета.Ru». «Я полагаю, что следующим шагом будет размещение своих производств на территории Украины и, скорее всего, покупка уже существующих предприятий», — размышляет Алексей Маслов. «Чем меньше ситуацию контролирует Киев, тем больше украинская экономика будет подвергаться сильному влиянию извне. Хотя иногда создается такое впечатление, что элиты страны и сами не прочь продать с громким шумом стратегически важные активы. Ни одной из соседних с Китаем стран никогда бы в голову не пришло сдавать в аренду землю, какие бы сказочные условия китайская сторона ни предлагала», — полагает заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ Владимир Колотов. «Такая политика заигрывания украинских властей с Китаем проводится либо по глупости, либо политические элиты Украины имеют с этого определенный дивиденд, который широко не афишируется в средствах массовой информации», — отмечает эксперт.