Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Каменщик боится экспроприации

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик мог получить за три года 23,3 млрд рублей дивидендов от аэропорта

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик за последние три года мог получить 23,3 млрд руб. дивидендов. Активный вывод денег из компании объясняется, скорее всего, риском экспроприации, о котором говорится в проспекте евробондов компании. При этом на развитие Домодедово в ближайшие десять лет Каменщик просит у государства 112 млрд руб.

Основной бенефициар Домодедово Дмитрий Каменщик за три последних года мог получить 23,3 млрд руб. дивидендов, следует из проспекта евробондов аэропорта.

В 2010 году управляющая Домодедово компания DME выплатила 5 млрд руб., в 2011 году — 2,76 млрд руб., в 2012 году — 12,67 млрд руб., в первом полугодии 2013 года — почти 3 млрд руб., говорится в проспекте, который цитирует «Интерфакс».

Задолженность компании на конец 2012 года составила 6,6 млрд руб. (ставка по синдицированному кредиту четырех банков — «Абсолют», Unicredit, Barclays и Nordea — 3,9%). При этом в прошлом году выручка операционных компаний аэропорта почти не выросла и составила 36,4 млрд руб. (годом ранее — 36,1 млрд руб.), а операционные расходы увеличились до 25,4 млрд руб. против 24,4 млрд руб. Показатель скорректированной EBITDA сократился с 13,4 млрд руб. в 2011 году до 13,2 млрд руб. в 2012 году, маржа — с 37,2 до 36,3%.

Бенефициаром 100% акций DME Ltd является Дмитрий Каменщик. Ранее в числе возможных собственников Домодедово фигурировал председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган. DME Ltd, в свою очередь, владеет пятью офшорами, управляющими всем аэропортовым бизнесом. Под контролем DME Ltd находятся кипрские Hacienda Investments (выступает заемщиком в сделке по размещению евробондов), Sorentia Ventures и Verulia Investments, зарегистрированные соответственно на Британских Виргинских островах и острове Мэн Ocean Fest Development и Airport Management Company, а также группа из 16 российских ЗАО.

Как ранее писала «Газета. Ru», Домодедово официально раскрыло своего главного бенефициара в сентябре после резкой критики закрытости аэропорта и непрозрачной структуры собственности, а также угрозы урезания финансирования со стороны властей. Тогда Министерство экономического развития опубликовало законопроект, который предлагает наделить ФСБ правом проводить оперативно-разыскные мероприятия для выявления реальных собственников аэропортов, железнодорожных вокзалов, морских и речных портов. Согласно законопроекту помимо штрафов сохраняющим тайну бенефициарам грозит лишение финансирования инфраструктуры со стороны государства. В частности, речь идет о взлетно-посадочных полосах, которые планируется передавать в концессию.

Ранее Домодедово планировало первичное размещение, которое не состоялось. Кроме того, многократно появлялись слухи о смене собственника аэропорта, а также о его передаче государству. Слухи усилились после теракта в аэропорту, унесшего жизни 37 человек. Однако до этого дело не дошло, хотя такая ситуация возможна в дальнейшем, считают в управляющей компании.

DME Ltd не исключает риска национализации или экспроприации бизнеса без справедливой компенсации, признает аэропорт в проспекте дебютных евробондов в разделе политических рисков, пишет ИТАР-ТАСС

В проспекте отдельно говорится, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу и выделение средств из федерального бюджета, в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов. «Учитывая то, что Шереметьево и Внуково контролируются государством, существует риск, что финансирование развития этих двух аэропортов станет для него приоритетным», — объясняется в презентации.

Между тем мастер-план развития аэропорта Домодедово до 2023 года предполагает 197,7 млрд руб. инвестиций в инфраструктурные объекты, из которых 111,9 млрд руб. должно быть направлено из бюджетов разного уровня.

Только на аэропортовую инфраструктуру — строительство третьей полосы и расширение существующих, а также реконструкцию летной зоны и перронов до 2023 года — из федерального бюджета необходимо направить 65,4 млрд руб.

На строительство подъездных автомобильных дорог со стороны государства потребуется 24,752 млрд руб. Наиболее крупные проекты — подъездная дорога от трассы М4 «Дон», транспортная развязка пересечения МКАД и Каширского шоссе и реконструкция и строительство дороги Подольск — Домодедово — объезд Раменское. На развитие железнодорожного сообщения из федерального бюджета требуется 21,778 млрд руб., в частности на четвертый главный путь от Павелецкого вокзала до аэропорта необходимо направить 20,94 млрд руб. Дополнительно 23,4 млрд руб. будет привлечено от сторонних организаций и фондов, в том числе на строительство офисных зданий, Cargo Village и отеля рядом с пассажирским терминалом.

Общий объем инвестиций в инфраструктуру со стороны самого Домодедово может составить 62,4 млрд руб. В этом году аэропорт намерен привлечь $350 млн на выпуске евробондов — 8 ноября стартовало роуд-шоу. Правда, на какие именно цели пойдут эти средства, в презентации для инвесторов не разглашается.

«Домодедово становится более открытым по отношению к инвесторам, выходит на организованный рынок, получает высокие для частного предприятия кредитные рейтинги», — отмечает заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский, указывая, что привлечение кредитных средств стало альтернативой рефинансирования в развитие выплаченных дивидендных средств. Standard & Poor's присвоило холдинговой компании аэропорта рейтинги — долгосрочный на уровне BB+ и краткосрочный на уровне B, прогноз стабильный. Аналогичный рейтинг присвоило и Fitch, отметившее, что принятие решений в группе сконцентрировано на основном акционере компании — Каменщике, а отсутствие совета директоров — слабость.

Как бы то ни было, аэропорту требуются значительные инвестиции, сходятся во мнении аналитики. По словам Ходоровского, Домодедово пока не приспособлено для современных технологий, и дело не только в строительстве новой и реконструкции существующих полос.

«Зданию аэропорта не хватает этажности, фактически это один терминал, откуда отбывают и прибывают и регулярные, и чартерные рейсы, встречаются потоки отбывающих и прибывающих пассажиров. Ограничены подъездные мощности.

Железнодорожная ветка подходит к торцу аэровокзала, а не под ним, как это принято в большинстве крупных аэропортов мира, шоссе также фактически заканчивается в здании, в результате — серьезные пробки», — говорит он.

Оперативно получить комментарий у пресс-службы Домодедово не удалось.

Новости и материалы
Десятерых подростков обвинили в групповом изнасиловании сверстницы
Путин на встрече с Мишустиным назвал главные цели
«Всегда бабоньки плакали»: Аллегрова о своем творчестве и мазохизме
Экс-тренер сборной России: странно брать игроков только из СКА
Дрон ВСУ атаковал трактор в Белгородской области
Китай «отогнал» американский эсминец в Южно-Китайском море
Лариса Голубкина рассказала о проблемах в отношениях с дочерью: «Внутренние перемены»
Украина получила от Чехии первый тренажер истребителя F-16
Мбаппе не участвовал в презентации новой формы «ПСЖ»
Суд запретил объявления о кастингах моделей и актеров только славянской внешности
Агата Муцениеце познакомила детей с предполагаемым новым бойфрендом
Китай выступил против ограничений США в отношении китайских компаний
Путин встретился с Мишустиным
Российские силы ПВО уничтожили дрон ВСУ над Белгородской областью
В США 71-летнего пастора заподозрили в сексуальном насилии над юной прихожанкой
Уничтоживший базу Фила Спенсера игрок в Fallout 76 следил за ним неделями
Бывшая российская спортсменка готова бороться за путевку на Олимпиаду
Экс-советник Бориса Джонсона обвинил Запад в развязывании конфликта на Украине
Все новости