Следственный комитет (СК) в пятницу сообщил о том, что закрыл уголовное дело по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в международном аэропорту Домодедово (ст. 263-1 УК). Дело было возбуждено после того, как 24 января 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно пронес через входной терминал аэропорта взрывное устройство и активировал его. При теракте погибли 37 человек и еще 173 пострадали. Сразу после трагедии президент поручил силовикам «тряхнуть» всю транспортную милицию.
«Как для возбуждения этого уголовного дела, так и для его прекращения имелись достаточные основания», — говорится в сообщении СК.
Следствие установило, что система мер безопасности на объектах воздушного транспорта не была регламентирована на момент совершения теракта.
Также отсутствовали нормативные акты, определяющие порядок действий субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению безопасности. «Требования Минтранса России по обеспечению транспортной безопасности были разработаны уже после совершенного теракта», — отмечают следователи.
Следователи пришли к такому выводу после анализа документов: международного и федерального законодательства, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности на момент совершения террористического акта, и нормативных документов, которые регулируют деятельность ЛУВД в аэропорту Домодедово. «По результатам изучения и оценки собранных доказательств было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении лиц, проходивших по делу в качестве подозреваемых, за отсутствием состава преступления», — говорится в сообщении СК. Количество экс-подозреваемых в пресс-службе ведомства уточнить не смогли. Известно, что через два дня после трагедии был отправлен в отставку и. о. начальника ЛУВД в Домодедово полковник Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтерев. Также был уволен глава Управления внутренних дел на транспорте по Центральному федеральному округу генерал-майор Андрей Алексеев.
В рамках уголовного дела внесены представления Министерству транспорта, Министерству здравоохранения правительства Московской области, МЧС России и МВД России. Ведомства должны принять меры, чтобы исключить возможность повторного теракта.
Тем не менее в рамках уголовного дела установлены отдельные эпизоды преступной деятельности в аэропорту Домодедово.
В аэропорту следователи провели 35 выемок и 10 обысков и нашли много интересного. В отдельное производство выделено дело в отношении сотрудников ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» (КААД) и других лиц. По данным следствия, сотрудники КААД узнали, что началась процедура банкротства ОАО АК «Красноярские авиалинии» и что за компанию поручилось ОАО «Аэропорт Внуково». Они изготовили фиктивные счета-фактуры на поставку авиатоплива на общую сумму более 224 млн рублей и обратились в арбитражный суд о взыскании этой суммы с аэропорта Внуково. ЗАО КААД выиграло процесс, деньги были перечислены на счет, а затем исчезли. Дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 и ч. 1 ст. 303 УК (мошенничество и фальсификация доказательств).
Выделено уголовное дело и в отношении должностных лиц администрации Домодедовского района Московской области. Чиновники, по данным следствия, самовольно распорядились находившимися в федеральной собственности земельными участками в границах аэропорта. В 2006–2011 годах земли были переданы иностранным компаниям, зарегистрированным в офшорах.
Что касается основного дела о теракте в Домодедово, то в марте СК предъявил обвинение в окончательной редакции четырем фигурантам — жителям Ингушетии Исламу и Илезу Яндиевым (считается, что они встречали в Москве и доставили в аэропорт смертника Магомеда Евлоева), Ахмеду Евлоеву (дальний родственник смертника) и Баширу Хамхоеву (считается следствием одним из лидеров лагеря боевиков в Ингушетии, где готовили Евлоева). Установлено, что группировка подчинялась возглавляемому Доку Умаровым «имарату Кавказ» (организация запрещена в России). 17 подозреваемых в причастности к подготовке теракта были ликвидированы в ходе антитеррористических операций в лагере боевиков в Ингушетии в марте 2011 года. Еще семеро находятся в розыске, в том числе Умаров. Следователи провели 196 экспертиз (180 медицинских, 8 компьютерно-технических, 2 комплексные трасологические и технико-криминалистическую, 2 документально-технические и документальные, лицензионно-документальную, дактилоскопическую, бухгалтерскую, комиссионную медицинскую и судебную экономическую).