Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) проведет проверку по факту роста котировок акций ОАО «РН Холдинг», состоявшегося незадолго до объявления о решении «Роснефти» выкупить его акции по выгодной для владельцев цене. Об этом сообщило информагентство «Интерфакс».
«РН Холдинг» — так с 6 сентября называется прежний «ТНК-BP Холдинг». В марте 2013 года компанию ТНК-BP приобрела «Роснефть». По условиям сделки «Роснефть» не была обязана выкупать у миноритарных акционеров акции «ТНК-BP Холдинга», в который были консолидированы российские активы холдинга.
Но 27 сентября на международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» премьер-министр России Дмитрий Медведев во всеуслышание «предложил» «Роснефти» выкупить акции «РН Холдинга» у миноритариев, на что руководство нефтяной компании согласилось. На официальной информации о предстоящей оферте обыкновенные акции «РН Холдинга» выросли на 11,8%, привилегированные — на 15,6%.
Но еще раньше, 25 сентября, в отсутствие особых новостей, как считает СФР, произошел локальный скачок объемов торгов и цен акций «РН Холдинга»: обыкновенные бумаги подскочили на 6,2%, привилегированные — на 3,9%, а суммарный оборот торгов ими превзошел средний за предшествующую неделю в десять раз.
«Цены акций «РН-Холдинга» в течение более чем двух месяцев не могли преодолеть отметку 50 руб. за акцию. Активный рост начался во второй половине сентября, и особенно сильными были подскоки цен 25 и 27 сентября. С учетом того, что известие о выкупе акций «Роснефтью» у миноритариев «РН-Холдинга» было обнародовано 27 сентября, вполне естественно предположить наличие инсайдерской торговли в некоторые из сентябрьских дней, — отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. —
С учетом динамики цен и прошедших объемов у регуляторов есть основания провести расследование в соответствии с законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
А если есть основания, должно быть и расследование, пусть дело даже касается одного из лидеров нефтяной отрасли России. «Мы проверяем все отклонения в росте котировок. Это неудивительный случай. Мы просто проверяем эти случаи наряду с другими, где имеются отклонения в цене или объемах», — прокомментировали «Газете.Ru» ситуацию в СФР. Однако
очередное веяние с Запада — борьба с инсайдом и манипулированием рынком — пока не укоренилось в России.
Первый реальный приговор за манипулирование стоимостью акций на бирже был вынесен лишь в августе 2013 года, да и то это касалось мелкой сошки: махинации производились с бумагами компании, которая, видимо, для этого и создавалась. Поэтому эксперты «Газеты.Ru» скептически относятся к перспективам расследования в данном случае. «Шансы доказать использование инсайдерской информации не очень велики, особенно когда дело касается достаточно крупной компании, — замечает Подлевских. —
Правоприменительная практика этого закона (когда уголовные дела практически отсутствуют) свидетельствует о трудностях его применения и слабой отлаженности процедуры отслеживания таких случаев.
Тем более что инсайдеры постараются не оставлять документальных следов». «В принципе инсайдерская торговля здесь видна невооруженным взглядом, — считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. — Однако доказать инсайд будет сложно, как и в любом аналогичном случае. Это удается только в США или Швейцарии, и то далеко не всегда. Поэтому, думаю, дело ничем не кончится». История действительно подозрительная, и какой-то инсайд здесь наверняка есть, но
это был «инсайд, который витал в воздухе»: инвесторы ожидали положительных новостей относительно бумаг бывшей ТНК-ВР, считают источники «Газеты.Ru», связанные с фондовым рынком.
«Во-первых, выкупа акций миноритариев «РН Холдинга» со стороны «Роснефти» ждали на рынке уже сразу после объявления сделки поглощения, то есть с осени прошлого года. Между тем Сечин своими заявлениями уже дважды серьезно разочаровывал миноритариев холидинга — в октябре прошлого года и в марте текущего года, — перечисляет начальник отдела анализа рынков брокерского дома «Открытие» Константин Бушуев. — Во-вторых, с конца марта этого года до 25 сентября котировки обыкновенных акций «РН Холдинга» уже поднялись более чем на 60%. В этом плане одномоментный взлет котировок на 10% 25 сентября уже не выглядит чем-то выдающимся. В-третьих, мы не увидели каких-либо выдающихся оборотов торгов в этот день — за последний год в акциях бывшей ТНК-BP было несколько дней с оборотами в два-три раза выше».
«Новость для нас не стала сюрпризом, мы были уверены, что «Роснефть» решит вопрос с миноритариями в рамках высоких стандартов корпоративного управления», — отметили аналитики «Альпари». «Я с самого начала полагал, что «Роснефть» не «кинет» миноритариев, предложив в итоге хорошие условия. Репутация на бирже стоит дорого, и, один раз ее подмочив, можно создать проблемы на годы вперед, — отмечает Разуваев. — Так что идея в бумагах «танкистов» лежала на поверхности».
«Экспромт, по-видимому, был хорошо подготовлен заранее. На минувшей неделе стало известно о том, что «Роснефть» предоставила трехлетний заем в размере $1,8 млрд своей дочерней компании Novy Investments Ltd, которая, в свою очередь, владеет компанией «РН-Холдинг», —
отмечают аналитики «Норд Капитала». — Слухи о том, что эта финансовая операция, вероятно, предназначена для выкупа акций «РН-Холдинга», появились на рынке еще в среду и уже тогда вызвали первую волну покупок».
Все эти обстоятельства дают дополнительную защиту тем, кого заподозрят в нарушениях. «Даже потребовав объяснение у крупнейших покупателей о причинах их внезапной покупки акций, можно услышать в принципе вероятные ответы о недооцененности актива, о слухах, например публиковавшихся в СМИ предположениях об аккумулировании денежных средств для возможной покупки акций компании «РН-Холдинг» (что могло стать причиной покупок), о сообщении о встрече Медведева и Сечина, из которой тоже можно было делать подобные заключения, — считает Подлевских. — Наконец, могут быть просто совпадения».
«При манипулировании рынком используется ложная информация. Но в данном случае мы ее не видели. Максимум, что может здесь попытаться найти СФР, — это утечка инсайдерской информации из структур «Роснефти» или «РН Холдинга», — заключает Бушуев.
«Можно лишь порассуждать, кто на этом заработал. Решение это политическое, государственное. Так что ясно, что заработали чиновники — или, правильней сказать, их родственники, которые осуществляли операции через дружественные финансовые структуры, —
предполагает Разуваев. — Все это не ново. Мы помним колебания по акциям ЮКОСа в 2004 году. Тогда каждое заявление высокопоставленного чиновника или силовика приводило к движению на 20–40%. Акции опальной нефтяной компании гоняли то вверх, то вниз. И за это никто не отвечал».