Новый омбудсмен Павел Медведев ожидает, что в ближайшее время может увеличиться количество обращений заемщиков за помощью. Произойти это должно, по его словам, по двум причинам.
Во-первых, из-за экономического спада. «Экономика развивается очень кисло. Сейчас высокие цены на нефть, а рубль продолжает падать. Нет бурного роста экономики, который мы наблюдали при аналогичных ценах на нефть. Это тревожный знак, — отмечает Медведев. — Ухудшение качества кредитов сейчас очень заметное, притом что очень мало растут доходы населения. Это значит, что того роста доходов, на который граждане рассчитывали, не будет», — объясняет он.
Во-вторых, может сказаться активная пропаганда института защиты прав заемщика, которой собирается заниматься омбудсмен. Так, по словам Павла Медведева, с 1 октября 2010 года по конец 2011 года к финансовому омбудсмену поступило 3096 обращений, в 2012 году — 6747, а вот в 2013 году количество обращений к общественному примирителю снизилось. По словам Медведева, связано это было с низкой пропагандой института. «В 2012 году во время радиоэфира я назвал случайно телефон приемной. После этого мы получили обращений столько, сколько за весь предыдущий год. Спрос был фантастическим», — рассказывает Павел Медведев, добавляя, что после этого отключилась телефонная линия и через какое-то время интерес утих.
В целом сейчас финансовый омбудсмен дает удовлетворительные ответы 50% обратившихся граждан, рассказывает Медведев.
«Львиная доля обращений — это жалобы на судьбу, когда человек не знает, что делать. Мы разрешили себе их принимать. Мы рассказываем, какие есть возможности выхода из ситуации, что такое реструктуризация», — объясняет он.
Помогать омбудсмену удается сейчас не только заемщикам-банкам, но и клиентам микрофинансовых организаций и коллекторских агентств. «Некоторые МФО захотели быть респектабельнее и присоединились к институту финансового омбудсмена. Отношения у нас с ними трогательные, как и с коллекторскими агентствами, они со всеми решениями соглашаются», — говорит Медведев, добавляя, что чаще всего обращения граждан заключаются в просьбе простить долги из-за болезни. На сегодня к институту финансового омбудсмена присоединились девять МФО, на которые приходится 80% рынка, и три коллекторских агентства, сообщил Медведев.
«Присоединение коллекторских агентств к системе финансового омбудсмена является еще одним шагом к прозрачности и доверительным отношениям с проблемными заемщиками и клиентами, а создание в России института финансового омбудсмена можно рассматривать как крайне важный этап построения цивилизованного рынка розничного кредитования», — комментирует заместитель гендиректора коллекторского агентства «Секвойя» Елена Терехова.
Для оказания большего объема помощи заемщикам, считает омбудсмен, в первую очередь необходимо принять два законопроекта — «О банкротстве физических лиц» и «О финансовом омбудсмене». По неведомой причине они тормозятся, говорит Медведев.
По его мнению, все финансовые споры заемщиков и банков на сумму до 500 тыс. рублей имело бы смысл рассматривать через институт финансового омбудсмена, чтобы не заваливать суды мелкими спорами. Выше этой планки, по словам Медведева, дела необходимо передавать в суд для более пристального разбирательства. «Если законопроекты так и не будут приняты, то буду стараться решать проблемы граждан в рамках полномочий омбудсмена», — успокаивает он.
О необходимости принятия этих законопроектов говорят не первый год. Так, законопроект «О банкротстве физических лиц» за время его подготовки претерпел значительные изменения. Если ранее процедурой банкротства могли воспользоваться россияне, имеющие долги от 50 тыс. рублей, то сейчас — от 300 тыс. рублей. При этом физическое лицо в обязательном порядке должно также воспользоваться услугами финансового управляющего, которые обойдутся как минимум в 10 тыс. рублей в месяц. Такую же сумму физлицо обязано внести на депозит суда. По словам депутата Госдумы Анатолия Аксакова, с новыми поправками законопроект может быть принят уже в эту осеннюю сессию, в октябре.
Что же касается законопроекта «О финансовом омбудсмене», то депутат затрудняется оценить, когда он будет принят. Документ уже вызвал возмущение банковских и страховых организаций. Согласно ему решения омбудсмена через два года после вступления закона в силу станут обязательными для исполнения этими финансовыми институтами. При этом омбудсмен будет рассматривать жалобы граждан на банки на сумму до 300 тыс. рублей, в последующие годы — до 500 тыс. рублей. Кроме того, финансовые организации должны будут делать регулярные отчисления в фонд омбудсмена.
Павел Медведев винит в неприятии закона безразличие чиновников, а не банковское лобби. «Чтобы убедить принять закон о страховании вкладов, понадобилось 10 лет, и в конечном итоге помогло внимание президента к этой проблеме», — вспоминает Павел Медведев.
Однако бывший финансовый омбудсмен Гарегин Тосунян считает, что в нынешнем виде законопроект вообще не стоит принимать. «Делать это обязаловкой для участников рынка — крайность.
Я считаю, что должен оставаться элемент добровольности в принятии решений», — говорит он. Так что в ближайшее время отстаивание прав граждан перед банками, по-видимому, так и останется добровольной инициативой банков.