Медведев — известный и авторитетный в банковских кругах человек, бывший депутат Госдумы, работавший в комитетах, занимавшихся кредитными организациями и финансовыми рынками, инициатор законопроектов, касающихся банковской системы. В частности, в течение нескольких лет он «пробивал» закон о страховании банковских вкладов населения.
Павел Медведев занимал должность финансового омбудсмена (ФО) с момента ее учреждения, пока в феврале 2012 года не стал советником председателя Банка России. В его отсутствие обязанности омбудсмена исполнял президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. 5 сентября на пресс-конференции в офисе АРБ Медведев заметил, что институт ФО — это дальнейший шаг вперед и «более тонкий, рафинированный элемент» развития финансовой системы России, чем простое страхование банковских вкладов.
Любой омбудсмен занимается защитой прав граждан, финансовый — разрешением конфликтов между потребителями финансовых услуг и финансовыми учреждениями, которые их оказывают.
Гражданин, считающий себя ущемленным или озадаченным, имеет право бесплатно обратиться к такому омбудсмену, чтобы он решил его проблему с банками или другими финансовыми структурами.
Сам институт ФО возник 1 октября 2010 года в недрах АРБ с подачи банков, которые наиболее активно занимаются развитием розницы. Конкретными инициаторами стали шесть банков: «Траст», ОТП-банк, Юниаструмбанк, Хоум кредит энд Финанс Банк, ДжиИ Мани Банк и Райффайзенбанк. Впоследствии к ним присоединились еще семь банков, а также восемь микрофинансовых организаций, три коллекторских агентства и Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов. Участники системы ФО обязуются исполнять решения омбудсмена, кроме того, они отчисляют деньги на содержание его аппарата. Другой «донор» института — сама АРБ.
Тем не менее ФО — формально независимая фигура, к которой, как признали бывший и нынешний омбудсмены, граждане испытывают больше доверия в своих спорах с банками и не считают, что омбудсмен играет на стороне банков, в отличие якобы от АРБ.
За три года работы ФО к нему поступило более 12 тыс. обращений, и почти половина споров была так или иначе урегулирована. Помимо банков и небанковских финансовых организаций граждане жаловались и на коллекторские агентства, и на страховые компании, и даже два раза — на бюро кредитных историй. Только за август поступило 261 обращение. Люди обращаются с разнообразными проблемами,
последний «хит сезона» — жалобы на продавцов бытовых приборов для очистки воды с функцией ионизации, которые, часто обманным путем, побуждают граждан, в том числе пенсионеров, подписывать кредитные договоры для приобретения этой дорогостоящей техники, и, по замечанию Тосуняна, «один банк» участвует в этой схеме.
Медведев отметил, что институт ФО помогает трем категориям граждан. Он дает консультации неискушенным людям при принятии ими финансовых решений. Помогает найти выход гражданам, попавшим в тяжелое финансовое положение, например при наличии большой кредитной задолженности и потере источника дохода. И, наконец, защищает права в тех случаях, когда они действительно ущемлены и банки нарушают закон или не отвечают на требования граждан.
Но ФО нужен и самим банкам, продолжил новый омбудсмен. Благодаря ему обнаруживаются системные ошибки деятельности финансовых организаций, разрешаются споры с клиентами во внесудебном порядке. Кроме того, авторитет ФО, который выглядит неангажированной фигурой, подкрепляет позиции банков в тех случаях, когда они правы. Тосунян подчеркнул, что деятельность ФО помогает банкам, ведущим «цивилизованный» бизнес.
«Банкам это нужно, — согласился член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев. — А те, кто этого не понимает, проиграют в конкурентной борьбе за клиентов».
Тем не менее пока свое участие в системе ФО деятельно подтвердили только 13 банков. Тосунян объяснил это тем, что, во-первых, до сих пор этот институт набирался опыта и АРБ его даже особо не «рекламировала». Но возвращение Медведева из Центробанка знаменует новый этап развития института ФО, которому требуется расширение масштабов деятельности. Тосунян заявил, что, по мнению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, Павел Медведев будет прекрасным коммуникатором, который помимо текущей работы сможет также заниматься аналитической деятельностью и снабжать ЦБ необходимой информацией. И его деятельность будет более эффективной, чем самого Тосуняна, который все же занимался ей «по совместительству». Но, кроме того, важен этот институт в основном для банков, активно действующих на потребительском рынке, а таких в России, по оценке президента АРБ, «50 максимум». Ведь участие в системе — это еще и большая ответственность. Нельзя исключать и силы инерции.
Так или иначе, но крупнейшие банки с самыми большими объемами потребительского кредитования пока в этом списке отсутствуют. Их позицию по отношению к институту ФО «Газете.Ru» по разным причинам сегодня узнать не удалось.
Наконец, в успешной деятельности финансового омбудсмена заинтересовано и государство в свете рисков возможного общественного напряжения в случае углубления экономического кризиса, подчеркнул Медведев.