Владимир Путин одобрил передачу проекта суперверфи «Звезда» в ведение «Роснефти». Глава нефтяной компании Игорь Сечин предложил передать «Звезду» консорциуму частных инвесторов во главе с «Роснефтью». В качестве возможных технологических партнеров «Роснефть» называла General Electric, Parker Drilling и корейские компании (какие именно, не уточнялось). При этом Сечин пообещал, что консорциум возьмет на себя гарантии по исполнению гособоронзаказа.
«Звезда» — проект Объединенной судостроительной корпорации, на этой верфи (в городе Большой Камень в Приморском крае) должны строиться суда для шельфовых проектов «Роснефти» и «Газпрома». Верфь была заложена еще в 2009 году, однако сроки ее постройки затянулись. В середине августа российское правительство приняло предложение «Роснефти» о создании консорциума, который будет реализовывать проект «Звезда».
Сечин тогда говорил, что технологические возможности для производства морской техники у ОСК либо значительно ограничены, либо отсутствуют полностью и корпорация не в состоянии выдерживать сроки.
«Если никто не возражает против самой идеи создания этого консорциума для развития «Звезды», давайте так и решим», — сказал в пятницу Владимир Путин. При этом он предложил, чтобы ОСК сохранила долю в проекте. «На мой взгляд, ОСК должна там оставаться, в каком объеме (там, «золотая акция» или блокирующий пакет), надо подумать, — сказал президент. — Это вы решите в диалоге с возможными концессионерами — с Газпромбанком, «Роснефтью», «Совкомфлотом».
Путин распорядился подготовить соответствующие документы до конца сентября.
«Мне нужны документы. Я должен увидеть это на бумаге», — сказал президент.
Источник в судостроительной отрасли отмечает, что ОСК действительно не справляется с проектом. «Дело не в том, что ОСК некомпетентна. Проект сложный и дорогой, слишком масштабный для ОСК, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — «Роснефть» сможет обеспечить инвестиции: у компании есть как финансовые, так и административные ресурсы».
О заказах владельцам «Звезды» беспокоиться не стоит. Владимир Путин в пятницу заявил, что объем заказов гражданского судостроения крупнейшими российскими компаниями может составить 6,5 трлн рублей.
«Сегодня крупнейшие российские компании — «Роснефть», «Газпром» и «Совкомфлот» — формируют солидный перспективный портфель заказов, рассчитанный до 2030 года, — сказал президент. — Речь идет о судах, которые потребуются при освоении шельфовых месторождений и при активном использовании Северного морского пути».
Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов говорит, что Игорь Сечин с самого начала контролировал ОСК. «При создании консорциума ничего не изменится. Это чистая формальность, — говорит эксперт. — «Роснефть» как контролировала ОСК, так и будет контролировать, только уже формально».
Конечно, это облегчит руководство проектом и инвестирование средств, но Безбородов считает, что «Роснефть», не справившаяся с проектом ранее, не сможет сделать этого и теперь.