По итогам встреч 19 и 20 июля в Москве участники финансовой «большой двадцатки» (G20) договорились продолжать держать курс на экономический рост и создание новых рабочих мест. «Мы полностью привержены тактике решительных действий по возвращению на путь динамичного роста и созданию большого количества рабочих мест», — говорится в итоговом коммюнике встречи министров финансов и глав центробанков G20 в Москве.
19 и 20 июля в Москве состоялись неформальные встречи и совместные заседания министров финансов и глав центробанков «группы двадцати» (G20). Они прошли в рамках программы председательства России в G20.
Для достижения этих целей «двадцатка», во-первых, договорилась противодействовать всем формам протекционизма и намерена сохранять открытость рынков.
Кроме того, члены финансовой G20 договорились тщательно выверять и четко разъяснять изменения в денежно-кредитной политике: «Мы подтверждаем наши обязательства по ускорению продвижения в направлении определяемых рынков обменных курсов, повышению гибкости обменного курса, который бы отражал основополагающие экономические принципы и избегал устойчивого несоответствия валютных курсов.
Мы будем воздерживаться от конкурентной девальвации и не будем устанавливать свои обменные курсы в конкурентных целях».
По словам главы Минфина России Антона Силуанова, министры G20 договорились о сохранении политики низких ставок рефинансирования.
«Это ключевое решение — то, что деньги будут дешевые», — заявил Силуанов на итоговой пресс-конференции.
Но мягкая монетарная политика должна быть предсказуемой. «Мы вновь подтверждаем, что избыточная нестабильность финансовых потоков и беспорядочные курсовые колебания имеют пагубные последствия для экономической и финансовой стабильности. Разумная макроэкономическая политика и строгое пруденциальное регулирование помогут решить проблему потенциальной волатильности», — говорится в коммюнике.
Участники встречи предупредили о рисках и непредвиденных негативных эффектах при проведении политики количественного смягчения. «Наверное, самое большое внимание уделялось вопросам количественного смягчения: как будут дальше страны, которые эмитируют резервные валюты, осуществлять данную политику, как такая политика повлияет на страны с развивающейся экономикой и даже на страны с развитой экономикой», — отметил министр финансов России. На его взгляд, международное сообщество уже столкнулось с ситуаций, когда одно только упоминание, что будет сворачиваться система количественного смягчения в США, серьезно повлияло на рынки развивающихся стран.
Однако, отметил Силуанов, вопрос продолжения или непродолжения количественного смягчения должен определяться с учетом макроэкономической ситуации в каждой стране. Пока же от нее отказываться нельзя.
«Речь не идет о сворачивании [количественного смягчения], так как на этапе стагнирования экономик денежное смягчение оправданно: оно же не приводит к росту инфляции, инфляция достаточно стабильна», — сказал он.
По словам министра, сейчас проблема в том, что делать дальше, чтобы количественное смягчение не привело к росту инфляции, росту стоимости облигаций стран, осуществляющих такую политику, увеличению расходов их бюджетов. «Это очень тонкий момент, когда количественное смягчение надо подприжать, когда несколько увеличить, но без рисков для ситуации в экономике. Вот дилемма какая, и рецептов, что завтра свернем или послезавтра, или несколько ослабим, нет: все будет зависеть от ситуации. Вопрос в том, чтобы эту ситуацию четко чувствовать и регулировать», — пояснил министр. Он также отметил, что открытым остается вопрос, насколько долго может длиться политика количественного смягчения, так как она может привести к возникновению новых пузырей на рынке, «когда дополнительные ресурсы от этой программы уходят не в реальный, а в финансовый сектор».
Стабильность должна наступить и на энергетическом рынке. Как сообщил Силуанов, участники «большой двадцатки» договорились провести взаимные оценки наличия субсидирования энергоотраслей этих стран. Министр отметил, что уже в ходе обсуждения этой темы появилось понимание, что цены на энергоресурсы в мире должны быть предсказуемы и стабильны. «Мы договорились провести взаимную проверку, оценку наличия субсидирования тех или иных энергетических отраслей.
Надо, чтобы цены на сырьевые ресурсы не были подвержены сильной волатильности», — сказал он. В то же время Силуанов отметил, что сегодняшний уровень цен устраивает большинство стран, в том числе Россию.
Силуанов рассказал, что страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китая, Южная Африка) создадут общий банк.
«Правительства наших стран сформировали ответственные представительства для обсуждения создания банка БРИКС», — заявил он. Правда, когда он будет создан, неизвестно: к саммиту глав «большой двадцатки», который пройдет в сентябре 2013 года в Москве, будут подготовлены «отдельные параметры».
Представители финансовых властей G20 также подтвердили, что продолжат реформирование квот и голосов в МВФ в соответствии с изменившимся соотношением экономических сил в мире.
«Мы вновь подтверждаем наше ранее принятое обязательство, что распределение квот, основанное на формуле, должно лучше отражать удельный вес стран — членов МВФ в мировой экономике, который существенно изменился с учетом уверенного роста ВВП в динамичных странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся станах», — говорится в коммюнике. Эта реформа была одобрена еще в 2010 году, но пока не прошла ратификацию в парламентах ряда стран, включая США. «Американские коллеги заверили нас, что осенью конгресс вернется к рассмотрению ратификации 14-го пересмотра квот МВФ, — заявил Силуанов. — Надеемся на положительное решение».
Представители G20 также наметили дальнейшие меры административного регулирования финансовый сферы, в частности, банковского стандарта «Базель III», разработки методов управления госдолгом, отдельное внимание уделили трансграничной налоговой оптимизации (борьбой с офшорами).
Финансовая G20 отмечает, что глобальная экономика все еще слишком слаба, а ее оздоровление идет неустойчивыми и неровными темпами. «Для того чтобы поставить глобальную экономику на путь более уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, мы усилим наши политические действия и разработаем всеобъемлющий санкт-петербургский план действий», — говорится в коммюнике.