Центральный банк России обнародовал данные о выводе денег за пределы России с использованием импорта, возможно фиктивного, из Казахстана. По оценке банка, только за один 2012 год таким образом утекли $10 млрд. Эти данные содержатся в распространенном регулятором письме банкам.
Центробанк считает подозрительным каждый случай, когда деньги из России за казахский товар перечисляются за пределы Казахстана. Дело в том, что по законодательству этой страны ее резиденты должны зачислять свою выручку от экспорта, в том числе в Россию, в банки Казахстана. Следовательно, «действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и другие противозаконные цели», — говорится в письме ЦБ.
ЦБ предупреждает, что если какой-либо коммерческий банк России обслуживает своих клиентов при таких сомнительных сделках, то тем самым он рискует быть вовлеченным в отмывание преступных денег, а то и в финансирование терроризма.
Проблема с Казахстаном не уникальна. На прошлой неделе ЦБ выявил такую же аферу и при импорте белорусских товаров, причем на большую сумму — $15 млрд. Об этом писала «Газета.Ru».
Это тревожный звонок со стороны регулятора, считает старший аналитик «Норд-Капитала» Сергей Алин. «К примеру, всего за 2012 год из России утекло $54,2 млрд, годом ранее — $80,5 млрд, — рассказал он. — Если соотнести пришедшие данные по Белоруссии ($15 млрд) и Казахстану ($10 млрд) с общей суммой чистого оттока за 2012 год, то мы получим долю в 46%».
Поскольку ограничений на легальный вывоз капитала из России нет, использование подобных схем для перечисления денег за границу может быть связано с нецелевым использованием государственных средств, коррупцией, предполагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Подобные схемы довольно трудно выявлять, замечает Алин. «Таможенный союз, в котором состоит и Россия, играет с ней злую шутку: накладные, которыми оформляется импорт в РФ согласно правилам данного союза, вообще не проходят контроль таможни», — отмечает он.
И непонятно, как этому препятствовать. Судя по письму, Центробанк надеется на добрую волю и осторожность коммерческих банков. Но, строго говоря, не их дело контролировать деятельность своих клиентов, замечает Орлова.
Сами банки ничего не нарушают. И необходимость следить за клиентами чревата для них дополнительными издержками.
По всей видимости, существуют и иные преступные схемы, и даже целые преступные синдикаты, добавляет Алин. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев на днях заявил о наличии целой преступной группы из 173 фирм-однодневок, которые за два года вывели из страны $23 млрд. «И это может быть только верхушка айсберга, так как мы видим, что в итоговой сумме оттока за год остается солидный необъясненный пробел», — рассуждает аналитик.
Дорабатывающий свои последние дни в Центробанке Сергей Игнатьев вообще в последнее время щедр на откровения относительно отмывания денег, отмечает Алин. «Возможно, это своего рода крик души: сколько раз уже наши ключевые ведомства прогнозировали переход оттока в русло притока, а воз и ныне там», — предполагает аналитик.
Дело не в скорой отставке Игнатьева, он говорил о проблеме и раньше, но сейчас действительно надо как-то объяснять перманентный отток капитала из страны, который в мае значительно усилился, считает Орлова.
«Резюмируя вышесказанное, мы имеем огромное «окно в Европу», которое пока никак не удается захлопнуть и через которое утекает чуть ли не половина всего оттока капитала из страны», — печалится Алин.