США ввели запрет на работу с 37 компаниями из нескольких стран, которые, по мнению министерства финансов США, работали как сеть подставных компаний, которая в конечном счете приносила миллиарды долларов властям Ирана в обход действующих в США и Европе санкций. Это инвестиционные, страховые и торговые компании из Германии, Хорватии, Южноафриканской Республики и Объединенных Арабских Эмиратов.
«Даже теперь, когда экономические условия для Ирана ухудшились, высшее руководство страны получает прибыль от теневой сети подставных компаний, — заявил замминистра финансов США по финансовой разведке и противодействию терроризму Дэвид Коэн. — В то время как иранское правительство старается спрятать миллиарды долларов корпоративной прибыли, полученной за счет иранского народа, министерство финансов продолжит расследование и будет препятствовать режиму, который старается избежать наших санкций и миновать международную изоляцию».
Это уже четвертая санкция за последние десять дней.
В понедельник, 3 июня, запрет был введен на все трансакции в иранской валюте — риалах. Банкам, проводящим операции или открывающими вклады в риалах, грозят штрафы. Тогда же было ограничено взаимодействие с представителями иранского автопрома — важной отрасли экономики страны.
Иран является 13-м производителем авто в мире: вклад отрасли в ВВП составляет около 10%.
До этого минфин США ввел санкции против восьми нефтехимических компаний, находящихся во владении иранского правительства или связанных с ним — Mobin Petrochemical, Bou Ali Sina Petrochemical, Bandar Imam Petrochemical, Nouri Petrochemical, Pars Petrochemical, Shahid Tondgooyan Petrochemical, Shazand Petrochemical и Tabriz Petrochemical Company. Им запрещены финансовые и валютные трансакции в юрисдикции США. Нефтехимическая промышленность приносит Ирану значительный доход, сравнимый с торговлей нефтью. Под запрет попали также 50 официальных лиц Ирана.
Санкциями США пытаются добиться прекращения атомной программы Ирана, поскольку подозревают страну в намерении создать ядерное оружие. Иран доказывает, что разработки ведутся для мирных целей — медицинских и энергетических.
Экономика Ирана находится в тяжелом положении. ВВП в 2012 году сократился на 5–8% (данные минфина США; МВФ оценивает сокращение в 2%, иранская статистика показывает рост) — максимум за 20 лет. Санкции, направленные против экспортеров нефти, стоили Ирану $5–8 млрд в месяц. Курс иранского риала за последние полгода уменьшился в два раза, за два года — втрое.
Тем не менее даже многие члены банковского комитета сената США, как демократы, так и республиканцы, считают, что санкции не заставят Иран отказаться от программы, пишет The Wall Street Journal, поскольку
крупнейшим импортером иранской нефти остается Китай, а на него санкции не распространяются. Банкам США уже более полутора лет запрещено обслуживать компании и финансовые институты, которые участвуют в экспорте нефти из Ирана. Но было сделано исключение для Китая, Индии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, ЮАР, Шри-Ланки, Турции и Тайваня.
Ожидается, что в среду будет решено продлить эту льготу еще на полгода, пишет агентство Bloomberg. Вопрос о продлении льгот для КНР будет ведущим на встрече президента США Барака Обамы и председателем КНР Си Цзиньпином, запланированной в конце недели. «Я буду очень удивлен, если администрация не продлит сделанное для Китая исключение, — говорит директор Центра защиты демократии в Вашингтоне Марк Дубовиц.