Власти США утвердили новые санкции против Ирана. На этот раз администрация Барака Обамы решила ограничить трансакции в иранской валюте и взаимодействие с представителями иранского автопрома. Данные шаги призваны остановить действие иранской ядерной программы, в которой власти США видят значительную угрозу миру. Иранские власти продолжают настаивать, что программа имеет исключительно мирные цели, связанные с энергетикой и медициной.
О существовании автомобильной индустрии в Иране, скорее всего, знают у нас немногие. Тем не менее этот сектор экономики имеет в стране большое значение. Более того, автомобильная индустрия Ирана является там второй по величине после нефтяной и газовой промышленности — ее вклад в годовой показатель ВВП составляет около 10%. Именно это обстоятельство, скорее всего, повлияло на выбор властей США.
Автомобильная индустрия Ирана зародилась в начале 1960-х годов, тогда руководство страны решило привлечь специалистов западных компаний, чтобы заложить фундамент для отечественного автопрома.
В 1962 году в Иране была образована компания Iran Khodro (ныне IKCO), которая по сей день остается лидирующим производителем автомобилей в стране с более чем 60-процентной долей на рынке. Первой моделью компании, которая появилась в конце 1960-х, стал седан Paykan («Стрела»). Изначально это была разработка британской компании Rootes Group, которая выпускалась под марками Rootes Arrow и Hillman Hunter. Иранские промышленники решили, что народу нужен простой, массовый автомобиль, что привело к закупкам полностью разобранных машинокомплектов Rootes Arrow для последующей сборки в Иране. В начале 1970-х Rootes Group перешла в руки Peugeot, выпуск модели в Великобритании прекратился, а позже полностью переместился в Иран, где модель производили аж до 2005 года.
За годы выпуска в конструкцию Paykan вносили незначительные изменения, но по сути автомобиль оставался все тем же катастрофически устаревшим седаном родом из 1960-х, но от этого не менее популярным. По данным СМИ, выпуск модели прекратился не из-за малого спроса, наоборот, заказы на Paykan были расписаны на год вперед. Основной причиной отказа стало давление иранских властей, которые даже предлагали финансовые поблажки Iran Khodro за отказ от выпуска Paykan:
модель была слишком опасной для пассажиров и вредной для экологии и топливной экономии. Тем не менее пикап на базе Paykan выпускается до сих пор.
Большая часть последующих моделей Iran Khodro так или иначе связана с французскими компаниями Peugeot или Renault и оснащается двигателями разработки этих фирм (их мощность составляет около 100 л. с.). Основная позиция в нынешней линейке компании — это седан Peugeot 405, который выпускался в Европе с 1987-го по 1997 год. В Иране даже разработали собственный рестайлинг для модели 405, сначала такое исполнение получило название Pars или Persia, позже оно было переименовано в Peugeot Safir из-за проблем с использованием интеллектуальной собственности. Модель выпускалась с несколькими видами моторов иранского производства мощностью от 100 до 110 л. с. и более мощным агрегатом производства PSA Peugeot Citroen, особенно популярным среди иранских чиновников.
Хотя Paykan был снят с производства, одна из нынешних моделей Iran Khodro по-прежнему строится на узлах и агрегатах устаревшего седана, причем в качестве кузова используются панели Peugeot 405.
Полноценная замена массовому Paykan также представляет собой разработку на платформе Peugeot 405.
Новый народный автомобиль получил название Samand, он активно экспортируется за рубеж, в частности в Россию, Белоруссию и Азербайджан (в последних двух странах модель даже производится). На рынке Ирана модель оснащается двигателями местной разработки, а для экспорта — моторами Peugeot. Если судить по российским сайтам по продаже подержанных автомобилей, то Samand неплохо чувствует себя на отечественном рынке: цена автомобилей 2007–2008 года выпуска колеблется в районе 150–180 тыс. руб.
Самый роскошный автомобиль в Иране, по заявлению производителя, построен на платформе все того же Peugeot 405. Модель под названием Sarir имеет удлиненную базу, а также улучшенное по сравнению с другими моделями компании внутреннее убранство и оснащение: кожаный салон, стеклоподъемники, АБС, ESP, дисковые тормоза всех колес, ЖК-дисплеи и трехточечные ремни безопасности.
Другая часть линейки Iran Khodro, как ни странно, не построена на платформе Peugeot 405, но без участия французской марки опять не обошлось: в качестве донора был использован хетчбэк 200-го семейства. В Иране продается модель Peugeot 207i производства Iran Khodro, которая при ближайшем рассмотрении оказывается хетчбэком Peugeot 206, который производился в Европе с 1998-го по 2010 год, но с передней частью, позаимствованной у более современного Peugeot 207.
Наиболее новая модель Iran Khodro Runna («качественный») представляет собой, по заявлению компании, абсолютно новый автомобиль, разработанный в Иране. Несмотря на новую заднюю и переднюю части, в машине угадывается Peugeot 206, но в кузове «седан».
Вторым крупнейшим автопроизводителем в стране является компания SAIPA, образованная в 1966 году. Изначально она выпускала автомобили по лицензии Citroen и Renault, в частности, собирала модели Citroen Dyane (эволюция легендарного 2CV), внедорожник Mehari и Renault 5 и 21. Первый этап сотрудничества SAIPA с французами закончился в начале 1990-х годов, на смену им пришла южнокорейская Kia.
По лицензии этой фирмы SAIPA по сей день выпускает седан и хетчбэк на базе семейства Kia Pride родом из середины 1980-х, которое, в свою очередь, было куплено по лицензии у Mazda. Данный автомобиль весьма популярен на рынке Ирана, несмотря на скромный двигатель мощностью 63 л. с. Позже компания разработала якобы совершенно новую модель Tiba («Газель»), которая тоже построена на платформе Kia Pride, но оснащается более мощным двигателем (80 л. с.) и обладает более современным интерьером. В начале 2000-х компания вновь производила французские автомобили по лицензии, в частности, Citroen Xantia.
Iran Khodro и SAIPA вместе осуществляют до 94% производства автомобилей в Иране. Власти страны имеют долю в обеих компаниях — около 20–30%. Абсолютное большинство выпускаемых в Иране машин легковые пассажирские (75%), вторая наиболее распространенная категория — пикапы (15%). Кроме того, в стране выпускают коммерческие автомобили, грузовики и автобусы. Здесь действуют еще несколько компаний, имеющих заметную долю на рынке и собирающих японские и корейские автомобили из машинокомплектов. В их числе можно выделить Bahman Group (выпускает автомобили Mazda), Pars Khodro (Nissan), Morattab Khodro (SsangYong). Последняя фирма также выпускает собственную версию легендарного внедорожника Land Rover Defender — Pazhan 3000, оснащенную двигателем от Mitsubishi Pajero второго поколения.
По данным Организации производителей автомобилей (OICA), в 2012 году в Иране были выпущены 848 тыс. легковых машин и около 150 тыс. единиц коммерческого транспорта. Сокращение по сравнению с предыдущим годом оказалось весьма заметным и составило 40%, что означает, что Ирану уже удалось перешагнуть отметку в 1 млн собранных автомобилей. Для сравнения, в 2012 году в Германии, Южной Корее и России были произведены 5,38 млн, 4,167 млн и 1,96 млн машин соответственно. В 2025 году Иран планирует выпускать до 3 млн машин и продавать 1 млн из них на экспорт.
Местные власти ведут жесткую протекционистскую политику.
Купить импортированную машину в Иране сложно: таможня облагает ввозимые машины 90-процентной пошлиной. В 2010 году были проданы всего 50 тыс. ввезенных машин. Однако, по данным блога bestsellingcarsblog.com, в числе самых популярных 15 моделей на рынке Ирана все-таки оказались автомобили зарубежных марок, в частности, четыре модели китайской компании Chery, а также сравнительно дорогие по иранским меркам Mazda3 и Nissan Teana. На верхушке рейтинга находится уже упомянутый бюджетный хетчбэк SAIPA Pride, а народный Iran Khodro Samand достиг лишь восьмого места в списке.
Средняя стоимость иранских автомобилей местного производства наподобие Iran Khodro или SAIPA колеблется от $5 до $7 тыс. При этом бензин в стране достаточно дешев — 10–12 рублей за литр.
В автомобильных авариях в Иране за год погибают до 38 тысяч человек, причем больше 45% аварий происходят в городах: население Ирана — 75 млн человек против 143 млн в России, но смертность на наших дорогах составила в прошлом году 28 тыс. чел.