«Для кого я тут вообще распинаюсь», — возмущались учительницы в школе, с показной обидой в голосе взывая к увлеченным чем угодно, кроме урока, ученикам. Голос педагога из далекого школьного времени — эта фраза, которую почему-то слово в слово так любят использовать многие училки, — звучит в ушах, едва сажусь писать о Lexus RX. И правда, для кого? Пока одни еще читали, другие просто бежали в салоны Lexus. Но у двери их догоняли те, кто дочитал, а то, может, и бросил на середине.
Конечно, у японского бренда есть и неплохая репутация, и современные технологии, и все остальное, но уверен, что Lexus, как минимум в случае с RX, берет покупателя за жабры в основном wow-эффектом.
И кажется, никакие факты, параметры, показатели, плюсы-минусы и даже стоимость не влияют на темпы роста популярности кроссовера, в том числе и среди россиян.
Эмоциональный дизайн RX от Гена Икеды однозначно дергает нужные струны в душах поклонников японского автопрома. Скопление изломанных линий кузова, воспарившая крыша, деревянные панели от Yamaha с лазерной гравировкой в салоне…
И вот новое поколение RX уже бьет рекорды продаж не только на зарубежных рынках, но и в России. Кроссовер с ходу стал самой популярной моделью среди всего многообразия премиум-класса на нашем рынке по итогам первого полугодия 2016-го. За это время на RX «подсели» 3,7 тыс. человек.
То есть каждый день в среднем российские дилеры продают по 20 новых RX.
На втором месте этого рейтинга, кстати, еще одна модель японского бренда — компактный кроссовер Lexus NX. Эту модель за полгода в России купили чуть более 3 тыс. человек.
«Турбо» или «атмо»
В ходе длительного теста мы обошли вниманием только гибрид — он мнимо экономичный и чересчур дорогой (от 4,35 млн руб.). Из двух других версий лично я голосую (но не рублем, если что) за турбированный RX. Он существенно экономичнее, да и мощности такого агрегата вполне достаточного для этого кроссовера — ну и что, что на жалкую секунду медленнее с нуля до сотни, чем 3,5-литровая версия.
При этом отдача турбированного мотора Lexus вполне сопоставима с мощностью двигателей такого же объема у конкурентов — «лошадей» у «японца» порой даже больше. Скажем, 2-литровый турбированный силовой агрегат TFSI, которым может оснащаться Audi Q5, выдает максимум 230 л.с., а у популярной вариации турбомотора Mercedes аналогичного объема, который стоит под капотом кроссовера GLC, 211 л.с.
Конечно, перед большинством автолюбителей однажды встает вопрос: стоит ли связываться с двигателем с капризной и ломкой турбиной или все же взять машину с более надежным «атмосферником»? Знаю, что потенциальные покупатели RX и других моделей Lexus, на которые в качестве альтернативы ставится новый 2-литровый турбомотор, тоже задают себе этот вопрос, тем более что силовая установка появилась в арсенале японской марки сравнительно недавно. Что ж, полагаю, турбина у Lexus не лучше и не хуже всех остальных. По крайней мере, по отзывам владельцев, случаи, когда она не проживает и нескольких десятков тысяч километров, есть, но единичные. К тому же компания дает клиентам три года гарантии.
Решающее очко в пользу 200t — транспортный налог, который будет вдвое меньше.
Самый простой вариант RX 200t с полным приводом обойдется в 3,19 млн руб. В эту сумму компания оценивает кроссовер с перфорированной кожей, вентилирующимися креслами с электрорегулировками в восьми направлениях, 2-зонными климатом, рулем с подогревом (кресло водителя и руль автоматически двигаются при посадке и высадке) и другими опциями, которые можно встретить в любом современном и относительно дорогом автомобиле.
На 200 тыс. (3,39 млн руб.) дороже стоит F Sport Executive. Помимо всяких хромированных побрякушек-накладок, комплектация предполагает наличие 20-дюймовых дисков, подсвечивающих повороты светодиодных фар, адаптивной подвески, дополнительного режима движения Sport+ и системы управления динамикой автомобиля (VDIM). Неплохой набор, который стоит этих денег! Но нужно ли все это вам?
Ну а если «гулять так гулять» и не жалко расстаться даже с 3,66 млн руб., то милости просим — F Sport Luxury. Вдобавок к перечисленному тут будет электропривод двери багажника с тем самым бесконтактным сенсором (который воспринимает протянутую ладонь медлительно и далеко не всегда), большой 12,3-дюймовый экран мультимедийной системы (за него не жалко доплатить), отлично играющая аудиосистема Mark Levinson с 15 динамиками, проекционный дисплей и еще что-то по мелочи.
Если вам все же по душе «атмосферный» вариант, то самая простая комплектация Standart опустошит счет на 3,13 млн руб., но особых наворотов, того же большого экрана «мультимедийки», перфорированной кожи и прочего в машине не будет. Так что стоит сразу рассматривать более высокую комплектацию Premium, а это уже 3,75 млн руб.
Что, если не RX?
Успех RX тем удивительнее, что за те же и даже за меньшие деньги можно стать владельцем полноприводного кроссовера одной из брендов «немецкой тройки».
По словам главного инженера Такаюки Кацуды, RX готовили к схватке за сердце покупателя с Mercedes ML (теперь уже GLE), BMW X5 и Audi Q5. И уступать в этой бойне в вопросе цены маркетологи Lexus не стали — чем мы хуже?
Например, Q5 с 230-сильным мотором и автоматической трансмиссией можно получить за 2,85 млн в базовой версии и за 3,15 млн руб. в максимальной комплектации Sport. Ценник с такими же цифрами висит на более компактном в сравнении с RX 211-сильным бензиновым Mercedes GLC. У «баварцев» также есть вариант с этой же турбочетверкой, но выдающей 249 л.с., — такой кроссовер будет стоить уже 3,25 млн.
Если искать конкурентов 350-ке, то это BMW X5 с 3-литровым мотором (306 л.с.)., который стоит минимум 3,8 млн руб. — сравнимо с «Лексусом». Но если «немца» хорошо укомплектовать, то ценник быстро перевалит за 4,2 млн руб., а то и начнет подбираться к 4,5 млн. Так что в итоге BMW оказывается несколько дороже. Есть еще Mercedes GLE 400 с бензиновым V6. Это кроссовер, правда, и больше, и мощнее RX, и цены на него начинаются от 4,27 млн руб.
Резюмируя, реальные альтернативы новому поколению японского кроссовера на рынке есть. Но толпа, почти как в Третьяковку на Серова, стоит пока к продавцам Lexus. «Да ну, скучно» — так на форумах оценивают представителей «немецкой тройки» те, кто в ближайшее время собирается прикупить «японца» или уже сделал это. Их можно понять, на фоне консервативных сдержанных «немцев» RX выглядит куда эффектнее, как рыба-попугай в сравнении с треской.
Второй критерий, по которому оценивают этих конкурентов, и останавливаются в итоге на Lexus — это надежность: мол, «европейцы» уже не те. И с этим спорить не стану.