Грозные таблички с надписью «Не влезай, убьет!» находятся на каждом мало-мальски ценном объекте в Йоханнесбурге, куда нас из Москвы за сутки доставили с пересадкой во Франкфурте. Преодолев во сне полмира и оказавшись в городе, где, как кажется, все, что можно перелезть и пересечь, окутано колючей проволокой под напряжением, стало страшно до чертиков. Ведь только накануне я была в спокойном Франкфурте, где вспоминала, как же произносится слово «завтрак» по-немецки (Frühstück, конечно же!).
Через 12 часов полета я смогу оказаться за рулем Porsche 911. Одна. В Южной Африке! Среди львов с зебрами и трущоб, где быстро понимаешь, что до преодоления классового неравенства тут еще далеко. В стране, где каждый год убивают около 17 тыс. человек и примерно у 30 человек в день угоняют автомобили.
Наши породистые спорткары стоят у гостиницы Four Seasons и сверкают, словно леденцы на солнце. Вот Porsche 911 Turbo Cabriolet и Carrera 4S в желтом цвете Racing Yellow, рядом — красная Targa 4S Carmine Red, иссиня-сапфировый Porsche 911 Turbo Saphire Blue Metallic. Самый сумасшедший и мощный — Porsche 911 Turbo S в бирюзовом исполнении Miami Blue. Помню, чтобы в детстве добиться такого волшебного цвета для своего автомобильного рисунка, мне приходилось изводить два карандаша, чередуя салатовый и голубой. Готовый шедевр я укладывала под подушку, загадывая, чтобы за ночь рисунок вырос в настоящее авто.
Но выросла я, и теперь в кармане у меня настоящие ключи от полноприводной Porsche 911 Targa 4S в том самом экстра-крейзи бирюзовом цвете.
Преодолевая желание лизнуть «леденец», я открываю капот, кидаю туда рюкзак, запрыгиваю в низкое спортивное водительское кресло и... ощущаю блаженство. Желать более крепких объятий, признаюсь, сложно. Осматриваюсь. Как и у самой первой модели Targa, у 4S широкая дуга вместо центральных кузовных стоек, подвижный сегмент крыши над передними сиденьями и огибающее заднее стекло без задних кузовных стоек.
Сквозь раскаты трехлитрового шестицилиндрового оппозитного двигателя с двойным турбонаддувом мощностью 420 л.с. (о да, 420!) я слышу предупреждения организаторов: «Держите все вещи при себе, не покидайте автомобиль и обязательно закройте центральный замок».
Сказано — сделано. Раз: кнопка запирания дверей. Два: открываю крышу, и тентовая часть покорно заползает в пространство за задними сиденьями для пассажиров, которых нужно возненавидеть, прежде чем отправить туда. Мягко, едва касаясь педали газа, я огибаю гостиницу под присмотром толпы ее служащих. Когда я съезжала с довольно высокого бортика, часть персонала чуть не бросилась под колеса, стараясь максимально оградить эту задиристую ракету даже от намека на повреждения. Что же ждет меня дальше? Южноафриканцы будут запрыгивать в салон?
Свобода, газ и тормоза
Чтобы раззадорить гепардов, которые живут в национальных природных парках в ЮАР, и заставить их бегать, а не прохлаждаться в тени, местные рейнджеры придумали оригинальное решение. Они привязывают некое подобие «бантика» к веревке и гоняют зверей со скоростью под 100 км/час туда-сюда. Porsche, конечно, никаких искусственных стимулов не нужно.
К примеру, чтобы разойтись до «сотни», спорткару 911 Carrera 4, оснащенному коробкой передач Porsche Doppelkupplung (PDK) и пакетом Sport Chrono, нужно 4,1 секунды, S-модели — 3,8 секунды. Кабриолетам и моделям 911 Targa 4 с таким оснащением понадобится лишь на 0,2 секунды больше.
И вот свобода! Газ и право руля, причем в буквальном смысле. Движение в ЮАР на английский манер, поэтому «тошнить» в крайнем левом — точно не для ракетообразной «Тарги». Чинно проследовав по пустым улицам задворок Йоханнесбурга, вылетаю на местный КАД, включаю музыку и вливаюсь туда, в крайний правый. В потоке безошибочно можно определить, где находятся коллеги: рев двигателей слышен за несколько километров.
На ближайшем светофоре сразу включается в работу система Auto Start Stopp. Targa замирает, словно перед прыжком. А с нажатием педали газа пробуждается за доли секунды. Дополнительный вклад в экономию вносят интеллектуальная система отключения подачи топлива в режиме принудительного холостого хода и виртуальные промежуточные передачи. В целом инженеры Porsche уже разбаловали тем, что каждое новое поколение приносит повышение мощности с одновременным снижением расхода топлива.
Теперь средний расход у Targa — 9 л на 100 км. А у 911 Carrera 4 Coupe с PDK он снижен до 7,7 л (минус 0,9 л). В общем, не разоришься.
К спортивным Porsche, конечно, нужно привыкать. Но если освоиться, то выходить из-за руля не захочется несколько дней подряд. Моя Porsche 911 Targa 4S ведет себя послушно и резво: стоит только подумать, а спорткар уже перестроился и обогнал засмотревшегося на тебя аборигена на популярном тут Volkswagen. С педалью газа шутки плохи: автомобиль рвет с места и живет в собственном измерении, где все остальные движутся невообразимо медленно. На светофорах я неизменно ловила удивленные взгляды, широко раскрытые глаза и белоснежные улыбки.
Продавцы всякой бесполезной мелочи, которые мечутся от машины к машине, к моей даже боятся подойти. Наверняка думают, что мой Porsche тоже под напряжением. И я этому рада.
Когда в первые полчаса поездки меня не пытаются вытащить из автомобиля вооруженные ножами и пистолетами люди, я выдыхаю и начинаю изучать нововведения. Ведь серьезно обновить Porsche и при этом оставить его тем же самым Porsche — задачка не из простых. Что-то кардинально внешне менять в модели просто не принято: вы поймете это, если сравните новинки с предыдущими поколениями. Тем временем я обнаруживаю, что моя «красотка» оснащена пакетом Sport Chrono.
Это означает, что переключатель режимов движения теперь находится на рулевом колесе, как у невероятного 918 Spyder.
Сам переключатель выполнен в виде поворотного кружочка с четырьмя позициями: Normal, Sport, Sport Plus и Individual. При помощи последнего режима можно на свой вкус настроить работу активной подвески Porsche Active Suspension Management (PASM), системы Porsche Dynamic Chassis Control (PDCC), а также функции Auto Start Stopp и спортивной выпускной системы. А вот еще одна фишка: если у вас коробка PDK, то в центре переключателя будет расположена дополнительная кнопка Sport Response.
При ее нажатии привод автомобиля сразу же настраивается на 20-секундную работу с максимально возможным ускорением. Полезно, если вы готовитесь к обгону другого Porsche.
Для этого включается оптимальная передача — и турбонагнетатели на короткое время начинают реагировать еще острее. Остановить спорткар в нужный момент помогают двухконтурная тормозная система, а в критической ситуации — система помощи при экстренном торможении.
Конечно, это лишь толика технических особенностей, которые делают жизнь в Porsche безопаснее и легче. Чего только стоит новый коммуникационный центр с удобным семидюймовым сенсорным экраном! Самая очевидная его функция — навигация, готовая сообщить информацию о дорожных событиях в режиме реального времени. Ее органично дополняют службы Google Earth и Google Street View. Они не дадут потеряться даже в Южной Африке и помогают ориентироваться в пространстве при помощи подробных снимков ландшафта со спутника. А дальше можно осваивать язык жестов и уже с его помощью общаться с умным гаджетом, не отвлекаясь на нажатие кнопок. Конечно, к системе можно подключить и смартфон. Обладатели iPhone, к слову, могут еще больше интегрироваться в свой Porsche благодаря функции Apple CarPlay.
Под напряжением
Все описанные возможности лишний раз подводят к размышлениям о философии Porsche. Согласно ей, территория использования спорткаров не ограничена гоночными треками. Даже в городе при разумном обращении можно получать ни с чем не сравнимое удовольствие. Вспоминая рассуждения бывшего Стига из Top Gear на эту тему, подъезжаю на легендарную трассу «Формулы-1» Кьялами, которая только открылась после реконструкции. Здесь прощаюсь с Targa и пересаживаюсь в тот самый, самый мощный Porsche 911 Turbo S.
Тут цифры еще более впечатляющие. Как в ценнике — почти 13 млн руб., так и в технических показателях: мощность — 580 л.с., «максималка» — 330 км/час, 2,9 секунды до «сотни». С таким табуном только на трек!
Перед глазами за доли секунд пролетают гепард, крокодил, леопард. Не пугайтесь, это не только обитатели африканской саванны, но и названия замысловатых поворотов, которые 911 Turbo S атакует без колебаний, сдерживая норов мультиколлизионными тормозами. Исполнять такие финты лучше без пассажиров. Взять с собой на трек можно разве что опытных космонавтов, привыкших к перегрузкам.
Назад до гостиницы добиралась уже на спокойном и более городском 911 Carrera 4S. Добиралась под песни Queen и старых добрых ELO с ощущением, что в жизни все сложилось. Оно еще несколько дней оставалось со мной, порой электрическими волнами пробегая по позвоночнику.
Параметры | МКПП Porsche | Doppelkupplung |
Мощность | 309 кВт (420 л.с.) при 6500 | 309 кВт (420 л.с.) при 6500 |
Разгон 0–100 км/ч | 4,4 с | 4,2 с (4,0 с Sport +) |
Максимальная скорость | 303 км/ч | 301 км/ч |
Потребление топлива* В среднем, л/100 км | 9,0 | 8,0 |
Выбросы CO2, г/км | 208 | 184 |
Цена, руб. | от 7 700 000 | от 7 955 586 |