«Крутая машина» или «Ничего себе аппарат» — передвигаясь по Москве практически все время только на тестовых автомобилях, я привык регулярно слышать такие фразы от знакомых, с которыми мы вместе оказываемся на парковке, или от друзей, которые просят подбросить куда-нибудь. Но за все три месяца, что я проездил на RAV4, ни один человек не заострил внимания на моем транспортном средстве. Так что одно из первых впечатлений от RAV4 оказалось верным: восторженных взглядов кроссовер не притягивает.
Но если в тот момент, когда RAV4 только попал к нам на тест, это, может, и имело какое-то значение, то в сегодняшней ситуации экономического кризиса эстетический аспект автомобиля уже, наверное, мало кого волнует. Сегодня куда актуальнее, если говорить о самых популярных моделях на нашем рынке (а «РАФ» по-прежнему таковым является), выходит другой вопрос: сколько стоит?
За последние пару-тройку месяцев цены серьезно выросли на все автомобили, какие только можно найти у российских дилеров. Toyota RAV4 не стала исключением. Но штука в том, что «одноклассники», стоившие у разных производителей до кризиса примерно одинаково, теперь могут существенно отличаться по стоимости. Сегодня, рисуя нолики на ценниках, производители не заглядывают через плечо к конкурентам, пытаясь понять, не переборщили или не продешевили ли они.
Вопрос цены
Так, например, главный оппонент нашего тестового автомобиля — Honda CR-V — до кризиса продавался по цене, практически копейка в копейку идентичной стоимости RAV4.
Теперь же самая навороченная комплектация CR-V с 2,4-литровым агрегатом обойдется в 2 млн 069 тыс. руб., в то время как самый дорогой RAV4 стоит порядком дешевле — 1 млн 895 тыс.
За Volkswagen Tiguan в самой полной комплектации со 170-сильным 2-литровым мотором и 6-ступенчатым автоматом производитель просит сегодня от 1 млн 650 тыс. руб. Но разница в цене объяснима: в этом автомобиле не будет, например, системы слежения за слепыми зонами, помощи при подъеме и других опций.
Кроссовер Mazda CX-5 обновился в этом году и подорожал в том числе и по этой причине. В результате цены на аналогичные CX-5 с RAV4 с 2,5-литровыми бензиновыми двигателями 6-диапазонными автоматами вполне сопоставимы: первый в топе стоит около 1,9 млн руб.
Цены на иномарки в России лихорадит уже несколько месяцев. Но «Тойота» в отличие от конкурентов, обновляющих прайс с каждым скачком стоимости барреля нефти, пересматривает ценники только через строго определенные промежутки времени. И это один из плюсов RAV4 сегодня: можно запланировать покупку машины на пару месяцев вперед и не бояться, что из-за курса рубля планам не суждено будет сбыться.
Угонщики кладут на него глаз
К сожалению обладателей кроссовера, в последние годы он входит в число самых угоняемых в России моделей. К счастью, на наш тестовый экземпляр никто не позарился. Тем не менее это обстоятельство сказывается на стоимости добровольного страхования КАСКО. Так, КАСКО на RAV4 2015 года выпуска 35-летнему водителю со стажем более десяти лет обойдется в среднем в 100 тыс. руб. в год. При тех же условиях КАСКО на Tiguan обойдется существенно дешевле — в 60–70 тыс. руб. Полис добровольного страхования на Mazda CX-5 встанет примерно в 80–90 тыс. руб.
Экономичность по-японски
Еще в первые недели теста я недоумевал: что же делать с высоким расходом топлива, как его экономить, почему он такой большой?
Но ознакомившись на деле с показателями Honda CR-V и Mitsubishi Outlander с аналогичными по объему двигателями, понял, что не так уж много RAV4 и расходует — по крайней мере, все японские конкуренты с похожими моторами поглощают топливо либо в таких же количествах, либо даже немного больше.
В последние дни теста я все же пересилил себя и установил самый экономичный режим движения в целях эксперимента. И вот вывод: небольшая экономия топлива в случае RAV4 не стоит того, чтобы превращать машину в тыкву. В режиме ECO кроссовер разгоняется слишком вяло — даже для столичных пробок, где резвость, как правило, не нужна.
Дорожный просвет, подвеска и все остальное
Клиренса автомобиля хватало безоговорочно в течение всего длительного теста. Правда, я не заезжал в жуткие дебри, но по разным проселочным дорогам с глубокими колеями в снегу и ямами проехал довольно много. Может, 197 мм и не рекордные цифры в сравнении с конкурентами, но для городского автомобиля этого достаточно: любой высокий бордюр штурмуется без опаски остаться без бампера.
О надежности автомобилей «Тойота» знают даже австралийские аборигены. Но мы все же отметим, что за три месяца теста автомобиль ни разу не дал повода для волнений в плане технических неисправностей: двигатель прекрасно заводился в любые морозы, коробка ни разу не ошиблась с передачей, а подвеска, хоть и вытрясала душу, сама находилась в прекрасном состоянии.
В минуту расставания с кроссовером после трех месяцев совместной жизни не было ни сожаления о проведенном вместе времени, ни грусти оттого, что пришло время прощаться. Все же первое впечатление от машины оказалось верным: союз с RAV4 можно рассматривать (и уж тем более в кризис) как выгодную партию, а вот полюбить эту машину всей душой возможно едва ли.