Если задать любому человеку или даже самому себе простой вопрос: «Какой фрукт самый вкусный на свете?» — то воображение начнет перебирать разные заморские диковинки вроде манго, кокоса, киви или даже фейхоа. Да, выбрать будет, скорее всего, не так просто. Но если вдогонку спросить, какого из фруктов лишиться навсегда хотелось бы меньше всего, то ответ у многих возникнет в голове через секунду — это яблоко. Да, они бывают кислыми или слишком сладкими, червивыми, с чересчур толстой кожурой, но все равно этот фрукт предельно нейтральный по вкусу среди всех остальных. Поэтому он никогда не приедается, а значит, обречен на популярность.
Именно по такому принципу «нейтральности» автомобильные компании создают свои новые модели. И чем крупнее автопроизводитель, тем больше он хочет, возвращаясь к теме фруктов, выращивать яблоки, а не что-то другое. Это очевидно: спрос на заурядные автомобили всегда будет хорошим. Что касается Toyota, самого крупного автопроизводителя в мире, то по выведению новых сортов популярных моделей она идет впереди планеты всей.
Кроссовер RAV4, попавший к нам на тест, выглядит аккуратно, но настолько обыденно, что, даже если из багажника у вас будет высовываться жираф, никто не посмотрит в вашу сторону.
В профиль RAV4 выглядит мощно и увесисто, во многом за счет высокой оконной линии.Такой вот брутальностью дизайнеры хотели приманить мужскую аудиторию, поскольку предыдущие генерации модели считались «женскими» машинами. В оформлении передней части кузова нет никаких дизайнерских откровений: в целом смотрится «морда» лаконично, но зацепиться взгляду просто не за что. Не так буднично вышла разве только корма, но это скорее критика, чем комплимент. Дверь багажника сделали слишком высокой, а окошко — узким. Из-за таких пропорций сбоку RAV4 немного напоминает по форме утюг. Универсальный дизайн RAV4, перефразируя выражение небезызвестного спортсмена и политика, «подойдет не только лишь всем».
В салоне RAV4 прослеживается стилистический «закос» под внедорожник, что опять же должно расположить к себе мужскую аудиторию. Такую иллюзию создают, например, грубые прямые линии торпедо или мощные круглые дефлекторы воздухообдува.
Тяжело представить в этом интерьере водителя женского пола. А тем не менее, как показало наблюдение, женщины все так же охотно, как и в случае с предыдущими генерациями кроссовера, выбирают и новый RAV4.
Мне же привыкнуть к салону этого кроссовера оказалось затруднительно: с его эргономикой явно что-то не так. Водитель среднего роста не может дотянуться рукой, не нагибаясь, до половины кнопок на приборной панели. Так, вне зоны досягаемости остаются клавиши включения подогрева кресел, режимов движения, навигации, парктроника, системы контроля рядности и т.д. Экран мультимедийной системы и все переключатели почему-то смещены ближе к переднему пассажиру. Замечаешь это не сразу, только спустя несколько дней эксплуатации ловишь себя на том, что нагибаться к «приборке» приходится постоянно.
Подстаканники слишком глубокие и без держателей — вынуть стакан с кофе, да еще и в движении, затруднительно. И совсем уж непонятно, почему одно из вещевых отделений сделали треугольной формы.
К навигационной системе я приноровился только к концу первого месяца теста, хотя был уверен, что этого не произойдет никогда. Главное — это запомнить все эти странные словосочетания из сокращенных наполовину слов, которые всплывают в меню. Кроме того, есть у мультимедиа и склонность к зависанию: в такой ситуации недостаточно просто выключить и включить заново систему — перестанет «виснуть» она только после перезапуска двигателя.
Кожа на торпедо — это, безусловно, красиво и богато, но вместо нее я бы выбрал подсветку всех без исключения кнопок в салоне. Например, местонахождение клавиши электропривода зеркал пришлось запомнить на ощупь.
Главное, что кресла в RAV4 оказались очень удобными — без этого условия вообще кроссовер покупать нельзя, все-таки этот класс автомобилей подразумевает не только повышенную проходимость, но и больший, чем у обычной легковушки, комфорт.
Здесь же у кресел и диапазон электрорегулировок достаточный и, так сказать, упругость. В особенности хороши боковые валики поддержки ног, плотно облегающие седока.
Багажное отделение — вот уж где точно все сделано для того, чтобы облегчить жизнь девушкам. Во-первых, дверь открывается и закрывается нажатием кнопки в салоне, во-вторых, низкий пол облегчает погрузку багажа. Ну а вытащить при необходимости из багажника все полочки-сеточки не хватит терпения ни у одного мужика: эти палки упрямо упираются краями в стенки багажника, и нужны железные нервы, чтобы найти правильный угол, под которым их можно оттуда вытащить.
В движении RAV4, как и внешне, трудно назвать восьмым чудом света. Хотя без небольшого удивления от его поведения на дороге не обошлось. Нельзя не отметить, что, хоть конструкция подвески и осталась без изменений в сравнении с предыдущим поколением модели, у этого RAV4 она стала очень жесткой. По крайней мере для обычного «семейного» кроссовера. Автомобиль потряхивает на неровностях всех мастей, от трещин в асфальте до лежачих полицейских и серьезных ям.
Теряя в комфорте, кроссовер обретает в управляемости. Большой и тяжелый RAV4 теперь меньше кренится в поворотах на скорости и не так сильно раскачивается при резком маневрировании. Но все-таки его относительная устойчивость на виражах не оправдывает настолько зажатой подвески.
Отдачи топового 2,5-литрового мотора в 180 л.с. и 230 Нм момента достаточно для того, чтобы не опоздать на работу, если проспал лишние пять минут. Разгонная динамика у кроссовера вполне неплохая, правда, только в том случае, если активирован спортивный режим трансмиссии. Но давить на акселератор без особой необходимости как-то не хочется — никаких ощущений вроде захватывания духа от ускорения RAV4 не дает.
В режиме «эко» машина просто не едет — электроника старается сделать так, чтобы мотор не крутился выше 2 тыс. оборотов в минуту, непременно меняя передачу на более высокую. В «нормальном» же режиме стрелка тахометра не превышает отсечки 3 тыс. оборотов.
И только в «спорте» кроссовер начинает просыпаться, а на акселератор становится не нужно давить до упора, чтобы машина начала ускоряться.
Однако весь «спорт» заканчивается в тот же миг, когда водитель приотпускает педаль газа: «автомат», ни на секунду не задумываясь, переходит на повышенную передачу.
Помимо изменения алгоритма смены скоростей включение спортивного режима активирует систему динамического управления: в любом повороте на задние колеса уходит 10% крутящего момента. Едва ли эта система появилась для того, чтобы водитель мог полихачить. Скорее она призвана подстраховать водителя в ситуации, когда он не рассчитает безопасную скорость или правильную траекторию для прохождения поворота.
Да, 6-диапазонный «автомат» несовместим с динамичной ездой, зато работает он настолько плавно, что я даже засомневался: а не комплектация ли с бесступенчатым вариатором мне досталась?
Что касается подключаемого автоматически полного привода, то он работает по самой обычной схеме: в случае блокировки крутящий момент распределяется по осям в соотношении 50 на 50. В том случае, если датчики обнаруживают недостаточную поворачиваемость, а это с RAV 4 происходит частенько, на заднюю ось система перекидывает также до 50% момента. Кроме того, на невысокой скорости движения муфту можно принудительно блокировать.
Расход топлива для этой модели дается производителем исходя из того, что машина эксплуатируется исключительно в экономичном режиме. Да и то, добиться по городу заявленных 11,8 литров на «сотню» ни разу не получилось: 13 литров, никак не меньше.
В нормальном же режиме из бака исчезает уже примерно на литр бензина больше. На трассе аппетит тоже скромным не назовешь: около 9 литров при средней скорости 120 км/ч, учитывая редкие обгоны, с переходом в спортивный режим или ручное управление коробкой. Заправлять RAV4 нужно топливом не ниже АИ-95, стоимость которого выросла в последнее время по всей стране примерно на 3 руб. за литр.
Не думаю, что существующие недочеты способны заставить обладателя жалеть о своем выборе.
Ведь в целом у RAV4 все на месте, все при нем: отличная камера заднего вида с четким изображением, парктроник, система слежения за слепыми зонами и даже устройство, которое пищит, если водитель зазевался и начал неосознанно выезжать за пределы полосы движения.
Я не говорю уж о легендарной надежности этих машин: ломаться, кроме мультимедийной системы, тут особо и нечему. У RAV4 есть все, за исключением харизмы, индивидуальности и характера.
На человека, который ждет от машины чего-то большего, чем способность доставить его из точки А в точку Б, RAV4 способен навеять уныние. Именно такое первое впечатление оставляет кроссовер. Но не будем забывать, что автомобиль, способный доставлять своему владельцу постоянную радость от вождения или же постоянно приковывать внимание окружающих, нужен далеко не всем. Большинство же будут грызть яблоки и передвигаться на обычных, незатейливых машинах — кто-то от ограниченности финансовых ресурсов, а кто-то в связи с тем, что видит в автомобиле не более чем транспортное средство.