В цехах «АвтоВАЗа» снова людно. Правда, речь не о сотрудниках работающего вполсилы автогиганта, а о жителях Тольятти, которые в преддверии 50-летнего юбилея предприятия получили возможность своими глазами посмотреть, где и как производят самые массовые автомобили в стране. Многие из них работают здесь же.
Открытый конвейер
У рамок контроля перед входом на территорию завода выстроилась внушительная очередь из желающих посмотреть, что происходит на предприятии и как собирают самые продаваемые в стране автомобили. Знаменитую голубую административную высотку «АвтоВАЗа» к празднику помыли, огромный логотип Lada, который возвышается над зданием, также засверкал. На экскурсию идут преимущественно целыми семьями — вот пожилая пара пытается организовать троих внуков и пишет номера телефонов на специальных браслетах, если те вдруг потеряются на огромных площадях.
«Мы проработали тут всю жизнь, все уже увидели, для нас ничего интересного и нового тут нет, но внуки заставили — захотели все изучить», — рассказывает мужчина лет шестидесяти с мощными широкими плечами.
«А я работаю здесь, но сотрудников пускают далеко не везде, интересно посмотреть, как все устроено в других цехах», — делится молодой парень лет тридцати. Эффектная дама с прической из 90-х с медалью ветерана «АвтоВАЗа» охотно рассказывает, что уже 25 лет работает здесь в металлургии. «Мы работаем в три смены, у нас точно все отлично, зарплату платят, и я не жалуюсь, с собой привела двоих внуков, пусть посмотрят, где бабушка работает».
Попасть на территорию предприятия в этот день могут все желающие. Такую акцию «АвтоВАЗ» приурочил к своему 50-летию, которое официально будет отмечаться 20 июля.
Тем временем, после нехитрого контроля, людей партиями загружают в автобусы и отправляют на экскурсию от цеха к цеху. На перегон уходит по 10–15 минут — автогигант полностью оправдывает свой статус. Рядом со мной оказывается мужчина средних лет с сединой в волосах, который, по его словам, трудится здесь в отделе разработки новых проектов при вице-президенте предприятия. Сюда его убедил приехать сын-школьник.
«Задумок у предприятия много, только бы дали все осуществить, — говорит мой собеседник и поворачивается к окну. — Вот, как многие говорят, мы проезжаем «страшное место» — цех металлургии. А много лет назад, когда на заводе случилась авария, я попал туда и целый месяц там отработал, и это было одно из лучших воспоминаний. Да, работа трудная. Но отношение к людям там было попроще, получше. С тобой все там носятся, ты только работай. Успокаивают, мол, сегодня молока не будет, на завтра талоны точно будут. Кормежка была трехразовая и бесплатная, так как мы работали в три смены — очень душевно».
«Производство вредное, там пыль, взвесь, жара, но возле печей очень красиво, когда плавится металл», — подключается молодой человек с соседнего места.
Так мы добираемся до первой точки — смотрим цех по производству деталей. Тут прохладно и свежо, а чистоту оценил бы и бывший президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон — свежевыкрашенный пол сверкает. Дальше снова в автобус, и прямо в нем людей провозят через штамповку и показывают, как из гладких кусков металла получаются детали кузова для автомобилей. На десерт конвейер — тут можно увидеть и будущие Lada XRay, Nissan Almera, Renault Sandro и другие.
Вот черноволосая женщина в синем костюме ловко подхватывает передний бампер, вручную устанавливает его на автомобиль, несколько ударов кулаком и работа инструмента — на подходе уже следующий. «За день устанавливают 400 бамперов, ничего», — улыбается она.
Мимо проходит дама лет 45 с короткой стрижкой в майке волонтера — она уже 23 года работает здесь на сварке. «Работа здесь вся тяжелая, но зато есть стабильность — аванс-зарплата. На салоны красоты, конечно, не хватит, но альтернатив в городе все равно немного».
Пережитки прошлого и требования будущего
На выходе с конвейера своими впечатлениями делится бывшая сотрудница предприятия, которая отработала в 62-м корпусе на сборке Niva.
«Сейчас я там побывала опять, и что — ничего с тех пор не изменилось, очень грязное производство. Я там работала с 1980 года на этих же станках, делала эти же детали. Еще тогда я думала, что многое можно улучшить. Но они так же работают, так же делают норму.
В общем, сейчас я на пенсии, но продолжаю работать — устроилась в сфере обслуживания. Если очень хочешь, то работу найдешь и в Тольятти».
Проходящий мимо инженер рассказывает, что сейчас от ряда сотрудников потребовали за год выучить английский язык, чтобы общаться с иностранцами. «Конечно, речь не идет о простых рабочих, но людям, которым уже 45–50 лет, конечно, будет трудно освоить новый язык. К тому же им пока не говорят, как будет проходить обучение и кто будет за это платить. Раньше нас отправляли в корпоративный университет на обучение. Пришел Андерссон — порезал бюджет, потом на его место пришел Николя Мор — урезал еще больше. Сейчас корпоративное обучение действует только на сварку, на слесарску, химсостав. Языковые курсы и робототехнику сократили. Вообще очень хочется работать все пять дней на постоянной основе. И до сих пор очень обидно, почему у инженеров нет премий. У обычных работников, которые собирают Kalina, она 27 тыс. руб. Причем они, бывает, работают по два-три дня в неделю».
В свою очередь глава агентства «Автостат» Сергей Целиков, всю жизнь проработавший в моногороде, в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что для того, чтобы выжить в Тольятти и на «АвтоВАЗе», нужно работать над собой и постоянно развиваться.
«Если людей не устраивает их жизнь в Тольятти и работа на «АвтоВАЗе», им остается только одно — уезжать, — говорит Целиков «Газете.Ru». — У кого есть такая возможность — нужно так поступать прямо сейчас. В обозримом будущем в Тольятти лучше не станет, больше рабочих мест в городе не появится.
Дальнейшие шаги «АвтоВАЗа» в сторону своей эффективности приведут к тому, что людей на предприятии будет становиться меньше. И чтобы там остаться, надо будет либо работать, как в Москве, с раннего утра до 21–22 вечера, либо расти — изучать язык, осваивать новые специальности, находить свое место в этом новом мире.
Пока «АвтоВАЗ» очень зависим от социальной составляющей, поэтому и получается замкнутый круг — или люди, или долги. Но «АвтоВАЗ» интегрируется в мировой автопром, и если люди хотят интегрироваться вместе с ним, то должны расти и развиваться вместе с ним, становиться успешными. В Тольятти все меньше таких спокойных рабочих мест. В регионах работы больше. Если ты будешь ходить и стонать по городу, то ничего не изменится, нужно заставлять себя становиться лучше или переезжать. Или заняться натуральным хозяйством, уехать в деревню. В Тольятти есть свой рынок труда, и зарплаты сейчас такие, какие они есть, расти сильно не будут. Город перегружен трудовыми ресурсами и недогружен рабочими местами. Здесь нужно создавать новый бизнес, создавать что-то свое. Хорошие специалисты всегда нужны, но некоторые не хотят ими становиться, им проще бегать по городу с красными знаменами».
В пресс-службе «АвтоВАЗа» заявили «Газете.Ru», что размер заработной платы в Тольятти находится на среднем уровне по области.
«К сожалению, в силу сокращения автомобильного рынка России (в первом полугодии рынок просел на 14%) предприятие было вынуждено ввести сокращенную четырехдневную рабочую неделю, — сказали в пресс-службе. — Это решение позволило сохранить основную часть коллектива предприятия. К сожалению, четырехдневка затронула и доходы — они сократились на 20% у всех, включая топ-менеджмент. При этом государство оказывает поддержку «АвтоВАЗу» и приняло программу социальных работ, по которой вовлеченным сотрудникам оплачивается пятый рабочий день из средств бюджета».
Впрочем, пятидневку на предприятии официально вернут уже 15 августа. Правда, пока полноценная рабочая неделя, а значит, и зарплата будут действовать лишь два месяца — в дальнейшем все будет зависеть от ситуации на российском авторынке.