Компания Renault подала в Роспатент заявки на товарные знаки «Москвич». По данным агентства «Москва», заявки в Роспатент от ЗАО «Рено Россия» были отправлены 7 октября 2015 года.
Компания намерена закрепить за собой права на словесные обозначения «Москвич», а также на все логотипы, ранее использовавшиеся на моделях производства Московского автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК). Всего автопроизводитель претендует на восемь ранее существовавших обозначений бренда, включая использовавшееся на массовой советской модели «Москвич-400» и на самых поздних моделях марки.
«Заявляются словесные обозначения «Москвич» и Moskvich, изобразительное обозначение, представляющее собой оригинальную фигуру в виде замкнутой изогнутой линии, представляющей собой композицию из оригинальных фигур», — уточняется в заявках автопроизводителя на регистрацию.
Стоит отметить, что правом на использование одной из эмблем АЗЛК в декабре 2012 года завладел концерн Volkswagen. Но поскольку производитель не предпринял шагов по выведению марки на рынок, права на этот знак могут быть оспорены.
Само название «Москвич», в том числе и его латинская транслитерация после банкротства предприятия в течение 15 лет были бесхозными.
Эксперты в области защиты интеллектуальной собственности отмечают, что отсудить логотипы и словесные обозначения для Renault, в том числе и у Volkswagen, не составит труда за счет того, что завод «Рено Россия», воссоздан на территории бывшего АЗЛК «Москвич» и юридический адрес предприятия также находится в столице.
Официально в российском офисе Renault ситуацию не комментируют, но источники в представительстве марки заявляют, что у компании сейчас нет планов по выпуску автомобилей под возрожденным брендом.
В то же время многие эксперты считают, что оживление бренда «Москвич» — перспективный проект. «Это не лишено смысла, — рассказал «Газете.Ru» директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков. — На сегодняшний день практика использования нескольких брендов при производстве автомобилей в различных ценовых сегментах достаточно широко применяется в мире.
Самым свежим примером может быть возрождение бренда Datsun компанией Nissan. Очень успешно система использования различных брендов, разбитых по ценовым сегментам, применяется Volkswagen Group.
Использование нескольких брендов позволяет компаниям эффективнее диверсифицировать продажи, формировать хорошо узнаваемые торговые марки».
По словам собеседника, в случае с «Москвичом» Renault сможет производить автомобили, формально не привязанные к основному бренду, что дает, например, возможность предлагать более бюджетные «народные» автомобили при использовании более дешевых комплектующих без риска причинения ущерба флагманскому бренду.
«Опять же сам бренд «Москвич» является узнаваемым, что может сыграть на руку Renault, но тут необходимо учитывать риски, связанные с определенным негативом, связанным с откровенно низким качеством продукции АЗЛК на финальном этапе существования компании и откровенно неудачными моделями наподобие «Святогора» и «Змея Горыныча», — отмечает Ермаков. — Финансовые затраты, связанные с использованием бренда, не так велики: в основном они сведутся к расходам на регистрацию бренда или его выкуп, в случае если у него найдутся другие собственники. Производить автомобили под маркой «Москвич» Renault может на уже имеющихся мощностях.
Вероятность того, что Renault будет производить под маркой «Москвич» автомобили из среднего ценового сегмента, минимальна, скорее всего, это будут наиболее бюджетные автомобили. Нельзя исключить, что компания начнет производить под ней автомобили на базе уже имеющихся Logan и Duster».
«Создать или возродить из прошлого можно практически любой бренд, сделав ему хороший пиар, — рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. — У бренда «Москвич», по сути, нет такого негативного ореола, как у «вазовских» брендов, и теперь он может восстать из пепла при грамотной подаче. В Renault наверняка есть специалисты, способные на такое продвижение.
«Новый старый» бренд в России сможет подстегнуть потребление и производство недорогих автомобилей, конкурирующих с Lada. Это как раз то, чего недостает российскому автопрому, который получает большие субсидии от государства и защищен от иностранного автопрома драконовскими пошлинами».
По оценке аналитика, на запуск и раскрутку нового автомобильного бренда сегодня может уйти около $0,5–1 млрд, а окупиться вложения могут всего за два-три года.
Напомним, что АЗЛК был создан в 1945 году. В 2001 году из-за финансовых проблем производство было остановлено. Официально признано банкротом предприятие было пять лет спустя. В данный момент в перестраиваемых московскими властями цехах АЗЛК производятся автомобили марки Renault.
Примечательно также, что о возрождении российских автопроизводителей последний раз речь заходила еще в 2009 году. Занимавший на тот момент должность главы департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов заявлял о существовании реальных предпосылок для возрождения автомобильных брендов «Москвич» и «Чайка».
Стоит также отметить, что помимо упоминаемой экспертом марки Datsun периодически возрождаются и другие именитые автомобильные бренды. Так, например, в начале 90-х годов концерн Volkswagen вернул на рынок люксовую марку Bugatti, а BMW в 2001 году снова начал производить и продавать легендарные автомобили Mini. Периодически в СМИ появляются новости о попытках вернуть к жизни шведский бренд Saab, обанкротившийся к 2012 году.