«К парковке у Starbucks в Нью-Джерси подъезжает и останавливается огромный седан. Он черный, как доспехи Дарта Вейдера, — отмечает корреспондент Джим Коскс. — Этот костюм подходит лимузину, построенному в стране, названной Рональдом Рейганом «империей зла». Низкие облака и неожиданный для середины апреля снегопад только еще больше напомнили о периоде «холодной войны». Словами не описать мое состояние. Я собирался прокатиться на «ЗИЛе».
По словам нынешнего владельца автомобиля Винии Бэкшта, большинство таких автомобилей уничтожались под надзором КГБ, после того как прекращали использоваться. Экземпляр же Бэкшта времен перестройки, собранный в 1985 году, — последний из серии 41045, выпущенной тиражом 65 штук. И это один из нескольких таких автомобилей, которые были переправлены на Запад. Его машина попала в США еще до распада Советского Союза.
Это был запасной автомобиль в кортеже президента Михаила Горбачева, на котором он передвигался во время встречи с Рейганом в 1987 году.
Сам обладатель раритетной модели эмигрировал в США чуть позже — в 1989 году.
«Люди пугаются при виде «ЗИЛа», — говорит коллекционер. Он отмечает, что автомобиль длиной 6,3 м весит 4 т, но за счет 7,7-литрового бензинового V8 под капотом эта машина весьма бойко движется в полуденном трафике.
«Судя по всему, у Бэкшта были неплохие связи, которые помогли ему переправить автомобиль в США, — пишет Коскс. — Остается только удивиться тому, насколько неуместно номерные знаки Нью-Джерси выглядят на советском лимузине, и пойти в Starbucks, чтобы продолжить беседу за чашкой кофе».
Нынешней весной этот автомобиль должен дебютировать на выставке Greenwich Concours d'Elegance в Коннектикуте. В предыдущие годы на этом мероприятии уже выставлялись автомобили советской эпохи.
Ранее Дмитрий Швецов, который живет в Нью-Йорке, в районе Бруклин, привозил на эту выставку две «Волги» ГАЗ-21. Швецов — автомобильный инженер, переехавший в США из подмосковного города Черноголовка 25 лет назад. По его словам, он и не помышлял о приобретении советского автомобиля, когда в 2010 году начал подыскивать себе в интернете ретрокар. Но когда он увидел, что в Калифорнии продается черная «Волга» 1962 года выпуска, то был поражен. Владельцем автомобиля оказался известный телеведущий и прославленный коллекционер автомобилей Джей Лено.
«С этого началась моя одержимость российскими автомобилями», — вспоминает Швецов.
Когда в октябре 2012 года ураган «Сэнди» уничтожил автомобиль, который он все же купил, начинающий коллекционер привез из России полностью восстановленную «Волгу» 1957 года выпуска — тогда их только начали производить.
ГАЗ-21 — модель, стилизованная под американские седаны начала 1950-х годов, выпускалась с небольшими изменениями вплоть до 1970 года. В то время этими автомобилями обладали преимущественно высокопоставленные советские чиновники.
Под капотом ГАЗ-21 — 2,4-литровый 4-цилиндровый бензиновый мотор мощностью 70 л.с. и 3-ступенчатая механическая коробка передач. Как отмечает Швецов, прохожие не могут удержаться от вопроса, каково это — управлять этим автомобилем.
«Я всем говорю, что она управляется как 60-летняя старая российская машина», —
с усмешкой уточняет он.
Владелец ВАЗ-2103 19-летний Роман Грудинин победил в прошлом году на конкурсе в Гринвиче в одной из номинаций. Юноша, живущий в 40 км от Нью-Йорка, купил и восстановил эти «Жигули» 1982 года выпуска на Украине, когда ему было 17 лет.
«Некоторые местные автолюбители ошибочно полагают, что перед ними Fiat 124, на базе которого и создавалась эта модель ВАЗа», — отмечает Коскс.
Итальянская компания Fiat разработала проект строительства и технологического оснащения завода в Тольятти, на котором модель и ее модификации производились с 1972 по 2012 год. Советские инженеры внесли около тысячи изменений в конструкцию прототипа, включая модернизацию двигателя, чтобы сделать автомобиль более приспособленным для суровых климатических условий и плохих дорог.
«Единственное, что они оставили нетронутым, — это конструкция кузова», — рассказывает о своем автомобиле молодой коллекционер.
Lada (в то время это имя носили только автомобили, продававшиеся за рубежом) стала вторым по популярности автомобилем в мире, уступив по объемам продаж только Volkswagen Beetle. Более половины из 20 млн произведенных автомобилей было экспортировано. Европейские и канадские покупатели были довольны низкой стоимостью, но разочарованы невысоким качеством советского варианта Fiat.
Грудинин уверяет, что первый владелец принадлежащих ему «Жигулей» выиграл ее в лотерею, потратив на билет всего рубль, в то время как стоимость этой машины в комплектации люкс составляла 8,6 тыс. советских рублей.
Коллекционер поддерживает связь с другими поклонниками старых автомобилей Lada из России и Восточной Европы. «У одного моего друга Норберта Мелега из Венгрии в коллекции 13 экземпляров. Единственная иномарка в его гараже — купе BMW 850i», — рассказывает Грудинин.
«Lada 2103 была моей детской мечтой, — вспоминает Мелег, которому сейчас 42 года. — В те времена ждать в течение года возможности купить машину, квартиру или установить телефон, а то и чего-то более тривиального вроде приобретения холодильника было обыденным для простых людей».
Мелег начал коллекционировать советские автомобили около четырех лет назад, и большинство экземпляров ему пришлось восстанавливать. Вместе со своими друзьями он основал Клуб любителей классических «Жигулей» в Венгрии, где на сегодняшний день зарегистрировано более 65 тыс. автомобилей этой марки.
«Немногие американцы видели вживую советские или российские автомобили вне различных выставок», —
рассказывает Саймон Росс, владелец рыбного бизнеса, который намерен вскоре создать в США музей советской автомобильной классики. Росс покинул Советский Союз после его распада и поселился недалеко от Сиэтла в штате Вашингтон. На создание собственного музея его вдохновила экспозиция America's Car Museum в Такоме. Для начала Росс планирует выставить двадцать моделей советского автопрома, включая два военных автомобиля, а позже расширить экспозицию своего музея еще десятью экземплярами. Росс начал импортировать автомобили с Украины, а также из Прибалтики и Болгарии примерно четыре года назад. Пробег некоторых из уже приобретенных им автомобилей не превышает 2 тыс. км.
«В этих странах многие автомобилисты раньше пересели на иномарки, поэтому их советские машины стояли в гаражах», — поясняет коллекционер.
Помимо нескольких «Жигулей» коллекция Росса состоит из двух ГАЗ-21, более поздней модели ГАЗ-24 в кузове универсал, «Москвича» и «ЗИМа» 1951 года выпуска — большого седана, стилизованного под Cadillac 1940-х годов.
По словам коллекционера, этот «ЗИМ» ранее принадлежал советскому послу в Китае.
Самой любимой моделью Росса является «ЗАЗ» — компактный автомобиль с двигателем с воздушным охлаждением, установленным в задней части машины. У Росса есть две аналогичные фотографии: на первой он сам в шестилетнем возрасте сидит за рулем отцовского «ЗАЗа», а на второй — уже его сын в том же возрасте за рулем идентичной малолитражки.
Известный российский коллекционер автомобилей Борис Лахметкин отмечает, что не слышал о существовании серьезных коллекций советской автомобильной классики в США.
«В Америке хватает и своих красивых автомобилей, которые представляют ценность для коллекционеров, — Cadillac, Corvette, разные военные модели, —
рассказал «Газете.Ru» Лахметкин. — Да, некоторые эмигранты действительно владеют разными машинами советской эпохи, но это скорее хобби, чем коллекционирование. Машины для этих людей — это ностальгия по родине. Я знаю одного мужчину во Флориде, который покупает и приводит в порядок старые автомобили, потому что такие когда-то давно были у его отца».