Аварийность на российских дорогах продолжает снижаться уже третий месяц подряд: в январе — марте этого года количество ДТП, в которых гибли и получали травмы люди, сократилось на 4,9% (33,8 тыс. аварий) относительно аналогичного периода 2014 года. Продолжает сокращаться число погибших в ДТП — на 11,6% (4,2 тыс. человек) по итогам трех месяцев. Кроме того, на 5% (43,1 тыс. человек) уменьшилось количество травмированных в ДТП людей. Такие данные приводит в официальной статистике ГИБДД РФ.
Нарушения водителями ПДД
В подавляющем большинстве случаев к авариям с погибшими и пострадавшими по-прежнему приводит пренебрежение автомобилистами ПДД — по этой причине с начала года произошло уже к 29,1 тыс. аварий, что на 4,1% меньше, чем за такой же период прошлого года. На 11% снизилось количество погибших в таких ДТП (3,4 тыс. человек), на 4,4% сократилось число людей, получивших травмы (38,9 тыс. человек).
Мотоциклисты
Более быстрыми темпами относительно общей динамики аварийности сокращается число дорожных происшествий с участием мотоциклистов.
Так, за отчетный период зафиксировано 181 серьезное ДТП из-за несоблюдения ПДД водителями мотоциклов. Показатель снизился на 23% по сравнению с январем — мартом 2014 года.
Также сократилось число погибших в авариях такого рода — на 28,9% (23 человека) и раненых — на 23,5% (186 человек).
Пьяные водители
Число «пьяных ДТП» продолжает снижаться относительно показателей прошлого года, но по-прежнему значительно превосходит количество аварий, происходивших по этой причине в 2009–2013 годах. В текущем году нетрезвые водители устроили на российских дорогах уже более 2 тыс. аварий — это на 300 случаев меньше, чем за аналогичный период в 2014-м. Число погибших с начала года составило уже 263 человека, а раненых — 2,9 тыс. человек. При этом в январе — марте в предыдущие годы фиксировалось в среднем на 500 таких ДТП меньше, чем за первые три месяца текущего года.
Пешеходы
Согласно данным ГИБДД, общая тенденция снижения аварийности в России влияет и на сокращение числа аварий с участием пешеходов. Так, за первые три месяца 2015 года их было зарегистрировано 12 тыс. — это на 5,5% меньше, чем было в прошлом году. Погибших оказалось на 11,2% меньше (1,3 тыс. человек), а получивших травмы — на 4,5% (11,2 тыс. человек).
Тем не менее наезд на пешехода является вторым по частоте видом аварий, в которых погибают и получают ранения люди. В январе — марте было совершено почти 11,8 тыс. наездов (–5,4%).
В этих ДТП погибли более 1,3 тыс. человек (–10,4%), еще почти 12 тыс. (–4,8%) получили ранения.
Неудовлетворительное состояние дорог
Помимо нарушений ПДД и пьянства за рулем, одной из серьезных причин, по которой в России происходят дорожные происшествия, является неудовлетворительное содержание дорожной сети. С начала года этот фактор сыграл свою роль почти в 14 тыс. аварий с погибшими (1,7 тыс. человек, –12%) и пострадавшими (17 тыс. человек, –5,7%). Несмотря на то что количество происшествий такого рода снизилось относительно января — марта 2014 года на 5,5%, эксперты считают, что о реальном улучшении ситуации пока говорить рано.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов отмечает, что плохое состояние дорог в ближайшие два месяца может негативно сказаться на уровне аварийности и приостановить темпы снижения числа серьезных ДТП.
«Традиционный всплеск аварий ежегодно фиксируется в апреле и мае — это во многом связано с появлением после зимнего периода большого количества ям на дорогах,
— рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — В эти месяцы число серьезных аварий возрастает примерно в полтора раза».
Эксперт отметил, что из-за кризиса россияне стали меньше ездить на автомобилях: сокращение деловой активности граждан привело к снижению загруженности дорог. «По этой причине растет и средняя скорость движения. С учетом того что водители поедут по ямам на более высокой скорости, количество ДТП может заметно вырасти», — пояснил Шкуматов.
По словам собеседника, еще один фактор, который традиционно способствует росту дорожных происшествий в весенние месяцы, — появление на дорогах водителей, которые воздерживались от использования машины в зимний период и утратили за это время навыки управления автомобилем.
Напомним, что на прошлой неделе состоялось заседание общественного совета при МВД (ОС), на котором работа чиновников и правоохранительных органов в регионах по снижению количества серьезных ДТП была признана неудовлетворительной. Председатель ОС при МВД Анатолий Кучерена заявил, что при таких невысоких текущих темпах снижения аварийности поручение президента России по сокращению числа ДТП до 2020 года удастся реализовать только через 120 лет.
Члены совета также отметили, что ответственные за снижение аварийности в регионах лица слишком мало уделяют внимания «воспитанию» водителей, в то время как 85% всех серьезных аварий в России происходит из-за недисциплинированности автомобилистов.