Аварийность на российских дорогах продолжает снижаться второй месяц подряд: в январе — феврале количество ДТП с погибшими и пострадавшими оказалось почти на 3,8% меньше, чем за такой же период 2014 года. Сократилось и число погибших в этих авариях — на 8% (2,8 тыс. человек), а также на 3,6% (29,1 тыс. человек) снизилось количество травмированных людей. Такие данные приводятся в официальной статистике ГИБДД РФ. Эксперты считают, что аварийность на российских дорогах снижается во многом благодаря экономическому кризису в стране: из-за сокращения деловой активности граждан уменьшилось количество поездок на автомобилях, а вместе с тем и число ДТП.
Похожим образом статистика аварийности резко начала улучшаться в 2009 году, когда Россия переживала последствия мирового финансового кризиса. Тогда число аварий с погибшими и пострадавшими по итогам года сократилось на 6,7% в сравнении с 2008-м.
Нарушения водителями ПДД
Нарушения водителями ПДД — традиционно самая распространенная причина серьезных аварий — спровоцировали по итогам двух месяцев 2015 года почти 19,5 тыс. серьезных аварий, что на 2,8% меньше, чем было в прошлом году. Число погибших и пострадавших в этих авариях также сократилось — на 8,8% (2332 человека) и 2,8% (26 348 человек) соответственно.
Отдельно отметим, что несмотря на то, что в большинстве российских городов мотосезон еще фактически не был открыт, произошло уже 44 (+2,3%) серьезных ДТП из-за отступления мотоциклистами от ПДД.
В том числе в девяти случаях водители мотоциклов управляли ими в нетрезвом состоянии. В этих ДТП погибло уже пять человек, а еще 44 человека получили травмы.
Пьяные водители
Пьяные водители устроили за первые два месяца нового года 1019 аварий, в которых погибли или пострадали люди. Этот показатель снизился на 20,9% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.
Число погибших в этих ДТП сократилось на 38,3% (169 человек). Аналогично существенно снизилось и количество раненых в ДТП с нетрезвыми водителями — 1501 человек, что на 20,8% ниже января — февраля 2014-го.
Наибольшее количество серьезных аварий данной категории, традиционно для региона, зафиксировано в Красноярском крае, где за отчетный период произошло уже 35 таких ДТП. Среди наиболее «пьющих» субъектов РФ— Воронежская область (17 ДТП), Ростовская область (16 ДТП) и Псковская область (15 ДТП). В Москве за два месяца 2015 года зафиксировано 28 аварий с участием нетрезвых автомобилистов, а в Московской области — 15 случаев.
Стоит подчеркнуть, что стремительный рост пьяных ДТП по итогам 2014 года стал одной из самых главных проблем дорожной безопасности. По данным ГИБДД тогда их общее число выросло почти на 22%, а число погибших в этих авариях увеличилось сразу на 47%.
Чтобы переломить тенденцию роста «пьяных» ДТП, нижней палатой был принят законопроект о введении уголовной ответственности за вождение автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эти поправки вступят в силу с 1 июля 2015 года. Однако, как отмечал автор инициативы — депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, положительная динамика снижения количества «пьяных» ДТП в начале текущего года связана с профилактическим эффектом от введения уголовной ответственности, которая вступит в силу этим летом.
Также напомним, что, несмотря на положительную тенденцию сокращения количества ДТП по вине нетрезвых автомобилистов, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая на прошлой неделе заявила, что принятие разработанных ранее тем же Лысаковым поправок по отмене так называемого нулевого промилле для водителей и привело в прошлом году к росту «пьяных» ДТП. «Фактически предельно допустимые в крови промилле дали водителям иллюзию того, что, выпив рюмку водки или пол-литра пива, они будут безнаказанными», — заявила Яровая.
Однако автор этого закона Лысаков назвал предложения Яровой противоречащими здравому смыслу и науке. «Утверждения Яровой о том, что «нулевое промилле» защитит непьющих водителей, абсурдно, поскольку у трезвого человека может быть до 0,16 мг этанола на литр выдыхаемого воздуха, что подтверждено научными данными», — пояснил депутат.
Ухудшение статистики по «пьяным» ДТП парламентарий связывает с тем, что ГИБДД более активно проверяла всех участников серьезных аварий на наличие алкоголя или наркотических веществ в крови.
«Ранее эта процедура проводилась выборочно и только при подозрении на состояние опьянения, — отмечает Лысаков. — В прошлом же году руководство ГИБДД приняло меры по усилению исполнительской дисциплины и ужесточению статистической отчетности. Все эти меры в совокупности увеличили цифру «пьяных» ДТП потому, что повысилась выявляемость».
Пешеходы
Тенденция снижения аварийности на российских дорогах коснулась и числа ДТП с участием пешеходов — оно сократилось на 5,1% в сравнении с январем — февралем прошлого года и составило 8164 аварии. Погибших в такого рода ДТП оказалось на 4,2% (961 человек) меньше, а получивших ранения — на 5,1% (7594 человека).
Дети
Несмотря на улучшение большинства показателей, количество серьезных аварий, в которых гибли и травмировались дети, существенно не сократилось. Согласно статистике ГИБДД, в январе и феврале произошло 2037 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет. Показатель улучшился всего на 0,9% в сравнении с прошлым годом. Число погибших детей снизилось на 6,8% (68 человек), а получивших ранения — на 1,6% (2177 человек).
Виды ДТП
Согласно данным Госавтоинспекции, наиболее частым сценарием ДТП в январе традиционно стало столкновение автомобилей — было зарегистрировано 10,1 тыс. таких аварий, с 1420 погибшими (-7,1%) и 16 083 пострадавшими (-0,6%).
Вторым по частоте видом аварий, в которых погибают и получают ранения люди, является наезд на пешехода. В январе — феврале было совершено почти 8 тыс. наездов, что на 5,4% меньше в сравнении с этим же периодом 2014-го. В этих ДТП погибли 947 человек (-3,3%), еще 7,4 тыс. (-5,3%) получили ранения.
Член общественного совета при ГУ МВД по Москве Виктор Травин считает, что
есть две причины, по которым сейчас снижается число аварий с погибшими и пострадавшими: экономический кризис и обновление автопарка в конце прошлого года.
«Снижение деловой активности россиян из-за экономического кризиса привело к сокращению числа поездок на автомобилях, поэтому дороги в этом году на удивление свободны, — рассказал «Газете.Ru» Травин. — Соответственно, и аварий стало меньше. Кроме того, многие россияне за последнее время, в том числе и из-за обесценения рубля, стали владельцами новых иномарок, которые более безопасны. Это также приводит к снижению числа аварий, в которых люди погибают или травмируются».