Mercedes продолжает активные переговоры о строительстве собственного завода для производства легковых автомобилей в России. По словам президента Российского инвестиционного агентства Юрия Спиридонова, концерн Daimler может построить предприятие в Татарстане, Свердловской области и Санкт-Петербурге.
Завод Mercedes построят в Петербурге?
«Переговоры продолжаются. Более того, скажу, что их представители постоянно в городе (Петербурге) находятся. Всего рассматривают три региона: также это Казань, где у них есть сборка грузового автотранспорта, и Свердловская область», — рассказал Спиридонов после заседания инвестиционного совета Санкт-Петербурга.
По его словам, в случае принятия положительного решения на российском заводе может быть запущено производство пяти легковых моделей серий S, E, ML, GL и A. Поставлять их, возможно, будут «не только на внутренний рынок, но и на экспорт», цитирует Спиридонова ТАСС.
Между тем неназванный источник «Интерфакса» после его заявления пояснил, что строительство, скорее всего, будет начато в Петербурге, причем уже в конце этого года.
«Они хотят решение принимать в этом году, в конце 2015 года начать, чтобы до 2017 года — у них полтора-два года уходит на строительство — уже выйти на производственную мощность», — сказал собеседник агентства, знакомый с планами концерна.
По его словам, выбор в качестве площадки Петербурга обусловлен его географическими преимуществами. «Так как здесь порт, это важная логистическая составляющая. В Петербурге рассматриваются три площадки, в том числе Шушары, там обрабатывается площадка около 50 га. Первой рассматриваемой была площадка Кировского завода. Через месяц-полтора, наверное, примут окончательное решение. Думаю, в мае будет подписан определенный документ», — добавил он.
О строительстве завода расскажут на Петербургском форуме?
Между тем окончательные планы по строительству российского завода Mercedes-Benz могут быть раскрыты во время Международного экономического форума, который пройдет в Санкт-Петербурге в середине июня. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе компании.
По словам представителя Mercedes-Benz, об окончательном решении немецких бизнесменов данных пока нет.
Появившуюся в СМИ информацию о датах начала и окончания строительства в Mercedes комментировать не стали. Однако близкий к компании источник не исключил, что подобную информацию могут распространять представители Минпромторга, для которого подобное развитие событий было бы весьма желательно.
Стоит отметить, что ранее появлялись различные данные о возможных регионах, где немецкий бренд собирается открыть собственное производство. В числе претендентов назывались московский район Бирюлево, Зеленоград и все тот же Татарстан, но эти варианты, предложенные чиновниками, Mercedes не устроили. А на приглянувшийся ЗИЛ лидеру немецкой тройки по российским продажам не удалось получить согласие властей.
«Как автомобильное производство ЗИЛ развиваться не будет, — заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров. — На ЗИЛе производить автомобили бессмысленно. Это почти центр города. Представьте, если там собирать 20–30 тыс. машин, то какой должен быть автопоезд, чтобы постоянно курсировать по всем пробкам. При сегодняшней загруженности автомагистралей это нелогично».
Без GM
Во вторник глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что промсборка автомобилей Mercedes в России может быть организована по квоте General Motors.
«Хозяева соглашения (о промсборке. — «Газета.Ru») — GM, переговоры должны вестись с той компанией, которая имеет подписанное де-юре и де-факто соглашение. Теоретически возможно, почему нет (что договорятся. — «Газета.Ru»)», — сказал он.
Между тем слова министра во вторник прокомментировали в самой Daimler. В компании заявили, что не имеют интереса к соглашению о промсборке и производственным мощностям американского автоконцерна General Motors в России, который недавно объявил о фактическом уходе с российского рынка.
Между тем, по данным собеседника агентства «Прайм», соглашение о промсборке, имеющееся у GM, более детализированно по сравнению с тем, которое есть у «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (выпускает совместно с КамАЗом грузовики в Татарстане). «Мерседес-Бенц Рус» (легковое подразделение) при необходимости может воспользоваться соглашением «Мерседес-Бенц Тракс Восток», допустил представитель компании.
Нет завода — нет госзакупок
Отметим, что в 2014 году Mercedes-Benz был лишен возможности участия в тендерах на госзакупки автомобильной техники из-за отсутствия локального производства. В соответствии с соглашением о промышленной сборке между автопроизводителями и Минэкономразвития работающие в России компании взяли на себя обязательства достичь определенного уровня локализации к 2018 году. Согласно вступившему в силу постановлению правительства РФ об ограничении госзакупок иномарок, теперь право участвовать в гостендерах на поставки машин чиновникам имеют только предприятия, успевшие до этого подписать соглашение о промсборке.
Поставляемые для госнужд товары должны соответствовать жесткому набору требований. В их числе — осуществление деятельности предприятия на территории России либо Белоруссии или Казахстана. При этом с 2014 года не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличится до шести, с 1 января 2016 года — до восьми, а с 1 января 2017 года не менее десяти производственных операций должны вестись на локальном производстве компании.
В свете некоторого информационного давления на марку, возможно, Mercedes действительно раскроет свои карты на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В прошлый раз он прошел без громких заявлений. Ранее в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея заявил, что на госзаказы приходится около 3% продаж.
«Если взять все наши продажи в целом, а на российском рынке мы продаем порядка 45 тыс. автомобилей, то на долю государственных заказчиков в России приходится не более 3%, — сказал Мадея. — Конечно, обычно они покупают дорогие машины. Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании». По его словам, в числе необходимых для запуска российского завода условий — прозрачное законодательство, стабильный спрос и рентабельность производства.
Строительство завода — часть стратегического плана
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что решение об организации производства в России, скорее всего, является частью долгосрочного стратегического плана компании по развитию бизнеса на российском рынке. «Прогнозы Daimler показывают, что в пятилетней перспективе объем продаж в России составит 150–200 тысяч автомобилей в год, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — С учетом этого им, безусловно, выгодно производить автомобили локально, не платя при этом импортную пошлину».
Эксперт полагает, что производство может быть локализовано в Татарстане или Самарской области. «Для того чтобы выполнить условия Минпромторга по локализации, необходимо создавать производство в регионе, оптимальном с точки зрения поставки автокомпонентов. С учетом этого целесообразно ориентироваться на те регионы, где через несколько лет будет создано полноценное производство компонентов иностранных компаний — это, к примеру, Республика Татарстан или Поволжье», — говорит Рожков.
Что касается организации промсборки автомобилей Mercedes по квоте General Motors, то эксперт отмечает, что двум независимым друг от друга бизнес-структурам будет достаточно сложно прийти к такому соглашению.