— С учетом нестабильного курса рубля как часто Mercedes-Benz придется переписывать ценники?
— У нас нет никакого плана относительно изменений цен в рублях. Мы только адаптируем цены согласно текущей рыночной ситуации. В настоящее время мы работаем по новому прайс-листу: с 1 января 2015 года среднее повышение цен на весь модельный ряд составило порядка 7,5%.
Будем ли мы работать по этому прайс-листу один месяц или шесть месяцев, будет зависеть от ситуации.
Все автопроизводители очень медленно адаптируются к изменению курсовой разницы, и никто не ориентируется на те цены, которые диктует нам обменный курс. Никто не повысил ценники на 60–70%.
— Будут ли они с таким же рвением снижать цены при укреплении рубля?
— Конечно! Мы ведем бизнес в России и хотим получить из этого максимум. Нам нужно держать определенный уровень прибыли, но нашим намерением никогда не было заработать как можно больше денег за один год и забыть о следующем. Мы придерживаемся стратегии, разработанной на пять-десять лет вперед. И если бы у нас была возможность заработать больше денег в новом году, мы все равно не стали бы ее менять.
Конечно, если неожиданно обменный курс евро будет ниже 40 руб., мы обязательно адаптируем наши цены в сторону снижения.
При этом падение цен — тоже не всегда хорошо. Когда цены падают, то рынок останавливается. Все сразу начинают ждать следующего дня в надежде на то, что автомобили подешевеют еще сильнее.
— Может ли возникнуть ситуация, когда на общем фоне роста цен будет объявлены серьезные скидки?
— Mercedes-Benz — это автомобили премиум-класса. Нам не подходит вариант предоставления скидок так, как это происходит в массовых сегментах. Мы никогда не будем так поступать. Представьте, мы будем поднимать цены все выше и выше — и вдруг они падают. И вы не знаете, упали ли они на неделю или на месяц. И наоборот.
Скидки убивают премиум-класс. Вот вы купили себе машину, а через неделю видите, что кто-то купил ее же, но дешевле на 10%! Вы не будете от такого в восторге!
— Стоимость сервисных услуг у официальных дилеров повышается. Часть клиентов ради экономии могут уйти в «серый» сервис. Что компания делает для того, чтобы избежать такой ситуации?
— Если мы будем постоянно повышать стоимость на наши запасные части на 20–30%, некоторые наши клиенты действительно могут уйти в «серые» автосервисы. Мы делаем все, что можно с экономической и юридической стороны, чтобы препятствовать этому тренду. У нас есть ответственность перед партнерами, мы должны давать им возможность сохранять конкурентоспособность перед неавторизованными дилерами. Иначе вся бизнес-структура пошатнется. Но сейчас все происходит наоборот. За последнее время рубль потерял около 50% по отношению к евро. И если вы покупаете запчасти в Германии, то вынуждены заплатить на 50% больше. Но мы не повысили цены на 50%. За весь прошедший год они выросли на 20%.
В итоге цены на оригинальные и «серые» запчасти начинают сближаться. И в данный момент мы более конкурентоспособны, чем были два месяца назад.
— Что будет с покупкой автомобилей в кредит? Какая доля автомобилей Mercedes покупалась в кредит и насколько она снизится сейчас из-за роста ставок по кредитам?
— То, что происходит последние две-три недели с процентной ставкой на рынке, — большая проблема. Сегодня ставки финансирования в московских банках свыше 40%. Если получать кредиты через наш Mercedes-Benz банк, ставка составит 30%. Невозможно вести бизнес с таким финансированием. Если процентная ставка не снизится минимум до 15%, то покупка автомобилей в кредит просто умрет. Но это не самая большая проблема для Mercedes. 60% наших клиентов покупают автомобили за наличный расчет. Конечно, другим 40% нужно финансирование. Это относится к покупателям A-класса, C-класса, B-класса. Людям, которые приходят из более бюджетных сегментов. Это доставляет нам большую головную боль. Для меня сейчас этот вопрос даже более болезненный, чем вопрос с ценами.
— Давайте поговорим о локализации производства легковых автомобилей в России. В Минпромторге утверждают, что компании предлагали несколько площадок под строительство завода, однако все варианты не подошли. Это было, в частности, и Подмосковье, и Татарстан. В чем же проблема?
— Мы работаем над этим проектом почти год. Да, я могу подтвердить, что в настоящее время мы рассматриваем порядка 10–15 локаций. Это очень важный проект, и самое главное в нем — найти правильного партнера. Было много слухов — будет ли это ЗИЛ или кто-то еще. Но нам нужен партнер, который соответствовал бы условиям Постановления о промышленной сборке №166. И это не так просто взять и открыть завод. Нужны подходящие партнеры и место.
Мы смотрим разные варианты — это Москва, Калуга, Санкт-Петербург и другие регионы с хорошей логистикой. Мы ведем переговоры с несколькими партнерами, включая ГАЗ и КамАЗ. Также мы рассматриваем Калининград, где расположен «Автотор», но пока не посещали там площадок.
Мы не остановили проект, но все еще не приняли решения о том, где, когда и с кем его реализуем. Нам нужен твердый набор условий, включая рыночные и финансовые. Так, раньше мы исходили из того, что процентная ставка по кредитам находится на уровне 10–15%, сейчас она 30%. Это совершенно меняет правила игры. И ситуация последних двух месяцев не сделала ситуацию проще.
— Эксперты полагают, что до конца этого года решения не будет принято, поскольку Mercedes ждет публикации стратегии развития рынка после 2020 года со стороны Минпромторга. В случае если тарифные пошлины будут снижены достаточно сильно, автомобили можно будет просто импортировать.
— Я не могу подтвердить этого. Мы не ждем ничего определенного по 2020 году. Но когда вы строите завод, то должны разработать стратегию минимум на десять лет вперед. Конечно, мы спрашиваем господина Мантурова и его коллег о том, что же будет после 2019 года. И если честно, неопределенность не упрощает нашу работу. Тем не менее мы не останавливаем наш проект.
— То есть все идет в соответствии с планом?
— Мы не меняем наших планов, изменений ноль. Остановка работы над проектом не обсуждается.
— Расскажите, какая квота по автомобилям Mercedes предоставляется для России в 2015 году?
— По продажам мы возглавляем премиальный сегмент в России, причем с большим отрывом. И конечно, сможем удовлетворить всех наших покупателей, обещаю!
— Достаточно ли вы довольны результатами продаж модели smart в России, чтобы запускать новое поколение?
— Я очень доволен! Да, пока мы продаем около 400 единиц, это все еще небольшие объемы. Но если вы вспомните, то два года назад вовсе стоял вопрос о том, подходит ли этот продукт для России вообще. Люди говорили: «Забудьте, Россия — это не та страна для smart». Сейчас в России продаются старые smart, новые приедут в конце этого года. Продажи старого smart мы увеличили в два раза, и я очень позитивно настроен относительно этого автомобиля. У нас есть клиенты, которые преданы ей. Конечно, у нас не будет огромных объемов продаж в ближайшие годы. Сейчас мы полагаем, что в России клиенты купят минимум тысячу таких машин. Что интересно, мы чувствуем большой интерес к его электрической версии. Водить такой автомобиль стало поводом не только сэкономить топливо, но и почувствовать ощущение нового старта, стать более прогрессивным.
— Какие еще новинки от Mercedes можно ждать россиянам в новом году?
— Мы очень верим в наше портфолио. Сначала мы одновременно запустим два фантастических автомобиля.
Один из них — это Maybach. Прекрасная машина для России. И второй — новый спорт-кар Mercedes-AMG GT.
В середине февраля мы пригласим тысячи людей на мероприятие и привлечем огромное внимание к бренду. Потом у нас появятся новые SUV GLE и GLE Coupe, осенью появится GLC, в конце года — GLS. Так что в этом году будет настоящий Big bang! Наше портфолио динамично, оно придаст импульс для развития бренда. Я чувствую себя в большей безопасности, чем большинство моих коллег!
— Сколько будет стоить Mercedes-Maybach S-класса?
— Новый Maybach будет примерно €20 тыс. дороже, чем S-класс. Но это не просто Maybach, это очень-очень хорошая машина с фантастическим оборудованием. В России он будет стоить около 8 млн руб.
— Неужели сейчас в России подходящее время для автомобилей дороже 8 млн руб.?
— Но ведь в России даже сейчас есть люди, которые платят €10 тыс. за сумки!